Теофания

      Слово "теофания" в переводе с греческого означает "явление Бога". В ветхозаветную эпоху Бог открывает Себя человеку в различных формах и знаках. Пророк Моисей, наверное, один из немногих людей, который испытал самые глубокие и близкие взаимоотношения с Господом, встретившись с Ним "лицом к лицу".  Но когда он попросил  Бога открыть ему всю Свою  славу, то  Бог сказал, что никто не может увидеть Его лицо и остаться в живых.

    Но вот наступили времена, когда человек,наконец-таки, смог увидеть божественный Лик!  Эпоха Нового Завета открылась высшим Богоявлением, кульминацией которого стал Христос. И люди, видевшие Его, переживают более глубокую теофанию, чем Моисей. В тайне воплощения Бог, Невидимый и Непостижимый, становится близким и понятным для человека. Христос так и говорит апостолам: "Видевший Меня видел Отца".

     Тема Богоявления всегда волновала многих великих художников, среди которых особенно выделяется  русский живописец Александр Андреевич Иванов. Он был уникальным  человеком, относившимся серьезно к своей миссии творца. Александр Бенуа так проникновенно высказывался о молодом таланте: "В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества..." Еще будучи молодым, художник задумал воплотить в картине великую идею исторического значения христианства. В результате мучительной, напряженной работы и глубокого осмысления Евангелия возникла картина "Явление Христа народу".  Это знаменитое полотно, принадлежащее к высшим достижениям русской живописи 19 века, впечатляет своими масштабами и грандиозностью замысла. Картина имеет просто гигантские размеры, площадь которых, только вдумайтесь, составляет  более 40 квадратных метров! Ради создания этого монументального шедевра, работа над которым растянулась аж на долгих 20 лет,  художник выбирает аскетический подвиг уединения и бедности. Его близкий друг Н. В. Гоголь написал даже, что Иванов умер для всего мира, кроме своей работы.

    Великий мастер с острой и глубокой  эмоцией изобразил высший  момент  Теофании, когда Бог идет навстречу человеку, а человек  обращает свое лицо к Богу. На огромном полотне разворачивается потрясающая сцена крещения народа Иоанном Предтечей, взятая из Евангелия. Пророк, совершая крещение в водах Иордана, указывает на Того, Кто произведет духовный переворот в жизни мира. "Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю".   Художник, вовлекая зрителя в величие происходящего события, показывает рождение новой эпохи.  Для него появление Мессии  является ключевым событием в истории человечества, изменившим мир.  Христос показан вдали, в воздушной дымке светлой лазури неба,  как источник истины и света. Он в полном одиночестве, неспешно спускаясь к людям, знает, что для многих буква окажется сильнее духа, но Он все равно идет, чтобы исправить мир любовью и жертвой.  Иоанн, с вдохновением протягивая руки к Нему, говорит: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".

  Издревле молодой ягненок являлся жертвенным животным. Эта традиция восходит к временам глубокой древности, начинаясь с  Авеля, который был младшим сыном Адама и Евы. Его жертва, принесенная от чистого сердца, стала первой угодной Богу жертвой на земле, за которую он был убит своим старшим братом Каином.  В иудейской практике  ягненок ежедневно приносился за грехи народа. Считалось, что эта жертва восстанавливает связь между Богом и человеком. Называя Христа Агнцем, пророк открывает всему миру Того, Кто навсегда устранит пропасть между Небом и землей ценой собственной жизни. Так  ягненок, проливающий кровь, стал символом Христа и искупительной жертвы.

     Люди думали, что Мессия придет в царственной силе и славе, а Он явился в уничижении и смирении в образе раба. Христос входит в мир,  в котором с древних времен господствует насилие, ставшее  таким привычным между начальниками  и подчиненными, между взрослыми и детьми. Но Богу совершенно не свойственно насилие, ибо настоящая любовь не терпит принуждения, невозможно заставить человека полюбить. Вот и народная мудрость говорит об этой истине: "Насильно мил не будешь".  Бог слишком нас любит, чтобы являть насилие, и Он входит лишь туда, где открывают двери. 

    Однако в древней иудейской традиции агнец являлся не только символом жертвы, но и победы. Это был образ Божьего человека, который сражался за правое дело и побеждал. Так, к примеру, называли одного из величайших еврейских вождей Иуду Маккавея, который в 164 году до Рождества Христова  освободил Иерусалим от чужеземных захватчиков и освятил храм, оскверненный сирийским царем Антиохом Епифаном. Вот и Христос, принимая крещение, становится на путь не только жертвы, но и победы над смертью.


Рецензии