Снегири
Она отличалась от многих других деревень тем, что жилые дома и стайки для скотины стояли на разных собственных улицах. Улиц в деревне всего было две. Длинные, чистые улицы были окружены палисадниками и огородами, а стайки с животными располагались на своих улицах напротив хозяйских домов метрах в двухстах. Конечно, не совсем удобно было туда ходить кормить скотину, ухаживать за ней, но зато деревня была уютной, ухоженной и красивой.
Вокруг деревни раскинулись совхозные поля. Чтобы скотина не травила и не топтала посевы и другие совхозные угодья, вокруг деревни, включая скотные улицы и поляну для выпаса скотины, была сделана рукотворная канава до 1 метра глубиной и до 1.5 метров шириной с бруствером в сторону полей. Коров выпасали в трёх километрах от деревни, куда их каждое утро гонял пастух. Для скота был оборудован безопасный переход через канаву. А свиньи и телята гуляли на большой поляне за деревней.
Канава окружала всю деревню со всеми её сооружениями, конюшнями, мастерскими, и местами обитания животных. Поля были защищены. Преодолеть канаву животные не могли, а для людей и также транспорта были предусмотрены проезды. Весной, когда земля подсыхала, канаву ремонтировали и подправляли. Каждая семья поддерживала свой участок канавы.
Но главной достопримечательностью деревни была берёзовая роща. Она занимала порядка трёх гектаров. Там росли берёзы всех возрастов. Много было кустов черёмухи. В пору её цветения голову сносило от запаха. В роще всегда было светло от белоствольных красавиц. Роща была любимым местом гуляния и отдыха селян. Жители любили свою рощу, берегли её.
А зимой в роще нравилось зимовать снегирям. Это было красивое зрелище - красногрудые птицы на фоне белых берёз и голубого неба! Вот об этих птицах снегирях и пойдёт речь.
У Вовки был закадычный друг Витька Федосеев. Жили они на соседних улицах. Витьке было на ту пору 6 лет, а Вовке вот-вот должно было исполниться. У Витьки был старший брат Шурка (12 лет), который постоянно его цеплял и задирал. Вроде и не обижал, но любил выхваляться перед ними, что он старший. Воображала был Шурка. И вот решили закадычные друзья сделать что-нибудь такое, чтобы "утереть ему нос", чтобы он позавидовал их удаче, чтобы понял, что они тоже могут совершить что-то значимое.
И придумали эти малолетние мудрецы, претендующие на признание, набить много снегирей. Чтобы Шурка увидел, какие они удачливые охотники, и позавидовал им. А они бы не дали ему ни одного снегиря. Мол, не заслужил ты, Шурка, такого подарка. Решено - они пойдут в рощу на охоту.
А чем охотиться? Решили наколоть кирпичей. Нелёгкий труд, но накололи. Набили кирпичами карманы штанов. Витька Федосеев набил также карманы своей зелёной "военной" фуфайки, которой он очень гордился. А у Вовки было обыкновенное самосшитое пальтишко. И хотя карманы были у него поменьше, Вовка тоже набил их до отказа. Утяжелились они прилично. Таким количеством "снарядов" не только снегирей, всех птиц в роще можно было выбить, конечно, если метко стрелять. Но друзья очень гордились собой и тем, что, как большие, пошли на дело. Отправились в рощу утром, когда рассвело.
Дело было в декабре, незадолго до Нового года.
Дни стояли спокойные, снегопадные. Солнце уступило на время место снежным тучкам. Снег валил хлопьями, и навалило его уже много, валенки глубоко проваливались. Морозов в эти дни не было, для декабря было относительно тепло - минус 4° С. У Витьки были супер валенки! Подшитые, широкие, как снегоступы. Он шёл первым и очень ответственно утаптывал тропинку. Вовка шёл следом.
Иногда они менялись местами. Тогда Вовка топтал, а Витька отдыхал. Затем снова менялись. Так потихоньку они продвигались вперёд. Снегирей пока не было видно. Кирпичи оттягивали карманы: идти было тяжело. Увидели, наконец, снегирей. Два красавчика сидели на ветке и о чём-то своём деловито курлыкали.
Витька сделал несколько шагов в их сторону и провалился выше валенок. Одну ногу вытащил, а вторую не может. Вовка поспешил на помощь, но ничего у них не получилось: валенок застрял в какой-то коряге. Что делать - не знают. Витька уже готов был зареветь, Вовка тоже держался из последних сил. Снегири благополучно улетели по своим делам.
Пришлось этим неудачникам выбросить из карманов все осколки кирпичей, но это не помогло вызволить Витькин валенок. Тогда Витька с воем вытянул ногу из валенка и полез по сугробам к их протоптанной тропинке в одном валенке. Другая нога была босой. Носили некоторые вязаные носки зимой, но у Вовки с Витькой их не было. Но почему-то не было у Витьки и портянок. Нога мигом покраснела, и Витька заревел. Вовка заревел тоже. Пошлёпали они, как смогли быстро, к своей деревне.
Возле стаек увидели Витькиного отца дядю Петю. Тот, увидев двух бегущих и рыдающих малышей, поспешил им навстречу. Вовка сквозь рёв пытался что-то объяснить ему про застрявший валенок, но он уже и сам всё увидел. Дядя Петя подхватил своего сына на руки, уложил его покрасневшую и замёрзшую ножку в свою шапку-ушанку и засунул себе за пазуху.
Ругать их он не стал, сказал:
- Ладно, валенок потом выручим, сейчас быстро домой двигаем.
Двинулись в деревню. На ходу дядя Петя учинил им допрос:
- Я не понял, зачем вас в рощу понесло, там снега по пояс?
Витька заревел с новой силой, Вовка присоединился.
- Мы хотели набить снегирей, а валенок застрял... - рыдал Витька.
- Что? Вы хотели убить снегирей? Вы не любите снегирей? Да прекратите вы реветь!
- Любим, - ревели оба.
- И вам их не жалко? - допытывался дядя Петя.
- Жалко... - всхлипывая, отвечали горе-охотники.
- Тогда зачем их убивать пошли? Кстати, чем вы их убивать собирались?
- Кирпичами, - провыл Вовка.
- Какой кошмар... Но зачем? - дядя Петя даже остановился. - Немедленно прекратить рёв! Отвечать по существу! - прикрикнул он на ребят.
- Мы хотели набить снегирей, чтобы Шурка нам позавидовал. А мы бы ему ни одного не дали, - пробормотал со всхлипами уставший плакать Витька.
- Чтобы Шурка позавидовал! Ну, умники! От горшка два вершка, а уже признание и уважение им подавай! Да разве ж такими поступками признание заслуживают? Эх вы...
Больше отец Витьки ничего у них не спрашивал. Молча занёс Витьку в дом. Вовка зашёл следом.
P. S. Вот такая, на первый взгляд, невесёлая история имеет трижды счастливый конец.
Во-первых, у Витьки даже насморка не случилось после пробежки по снегу голой ногой.
Во-вторых, валенок нашли, достали и благополучно вернули в пару. Других- то у Витьки не было валенок.
В-третьих - самое главное - снегири счастливо избежали тотального истребления.
Ну, а Шурка, как был воображалой, так и оставался им ещё некоторое время, пока все они: и Витька, и Вовка, и сам Шурка не выросли.
Свидетельство о публикации №226020601460