Книга пятая. Сопротивление. Глава двадцать пятая

Книга пятая. Сопротивление.
Глава двадцать пятая. Инцидент.

 Постоянный пикет под Красными флагами в центре Тулы у «Белого дома». Здесь жизнь приобрела свои особые краски и черты и устоявшиеся уже формы.
 Туляки идут сюда со всех сторон города, чтобы здесь пообщаться друг с другом и пикетчиками, узнать, что-то новое и волнующие их в жизни города и страны.   Высказать наболевшее и облегчить свою душу, получить духовную поддержку в столь непростое для них время «демократических реформ».
 В целом же, как показалось Сергею, люди здесь настроены миролюбиво, доброжелательно по отношению к пикетчикам, да и друг к другу. С уважением они обращаются к ним, нет к ним никакой агрессии или же недоброжелательства.
 Но тут, однако, девятого сентября, когда Сергей решил посмотреть на то, как живут участники постоянного пикета на площади в центре города под открытым небом, произошёл очень даже неприятный инцидент, о котором пожаловались ему дежурившие здесь две женщины-пикетчицы. Это Таисия Андреевна Евмененко и Ангелина Ивановна Шарапова. Вот что они рассказали.
 – Каждому человеку,– говорили они,– мы здесь в пикете находим доброе слово. И потому, наверное, и люди тоже к нам относятся по-доброму. Иные даже восхищаются нашим мужеством, говорят:«Молодцы!».
 Другие же считают наш пикет бесполезной затеей. Говорят, что в наши дни всеобщей гласности и демократии вряд ли кто на нас обратит внимание. На наши требования.
 Но в целом же, все относятся вполне лояльно и культурно и по-доброму. Вот потому, от столь неожиданного хамского к нам отношения, девятого сентября, мы несколько оторопели. Растерялись и очень даже огорчились.
 Было уже под вечер, когда наши мужчины-пикетчики ненадолго куда-то отлучились. А мы, женщины, оставшись одни. И потому решили зайти в палатку немного согреться и чайку попить.
 Ещё даже мы и газеты на ночь не убрали, те что мы распространяем среди туляков. Это газеты «Тульская правда», «Единство», «Молния» и другие.
 Людей, то есть посетителей нашего пикета, было уже немного. Подошли посмотреть выставленные газеты только два милиционера, что дежурят на близлежащей территории.
 Вдруг, находясь в этой палатке, мы слышим чей-то мужской громкий голос:
 – Ну?! Что уже и милиция газеты продаёт?!
Мы оставили свой чай и поспешили к выходу из палатки:
 – Это мы продаём!.. А вам какие газеты нужны?
 – А вы, что тут делаете?– строго спросил нас мужчина.
 Мы стали культурно объяснять гражданину:
 – Это наш пикет. Всё, что мы требуем на пикете написано на плакатах. Вот, например, «Антинародный режим – в отставку!». Или же:«Ельцина – долой!».
 Дальше объясняем ему, что народ жить так устал, что ему всё невмоготу, что он, то есть народ, требует выдачи зарплат, работы и социальной защиты, а пенсионеры устали ждать выплаты пенсий.
 – Вот,– говорим,– и студенты к нам присоединились! Они рядом свои плакаты выставили, требуют: «Кремль!Прочь руки от бесплатных вузов!», «Подайте голодному студенту!», «Зарплату– преподавателю,стипендию – студенту!» и другие плакаты. Почитать можете...
 Думаем, как бы нам лучше растолковать человеку, раз он так сильно интересуется, но ничего не понимает. А он нам на все наши объяснения:
 – Бездельники! Работать надо, а не митинговать!
 Ох, как нам горько стало от его слов и очень обидно:
 – Это, мы-то, бездельники?!Я, к примеру,- волнуется и сейчас Таисия Андреевна,- тридцать лет на «Штампе»! Ныне я там председатель стачкома. А дежурю я сегодня здесь в пикете потому что на две недели в вынужденном нахожусь отпуске без оплаты. Не по своей воле!
 - А сегодня я здесь потому,- это уже говорит Ангелина Ивановна Шарапова,- что тридцать пять лет в литейном цехе отработала. И шестнадцать лет уже нахожусь на пенсии. А пенсию сегодня мне не платят! Какая же я тогда –  «лодырь»?! «Бездельник?!».
 - Но больше этого мы ему говорить не стали,- дружно заговорили вдруг женщины,- мы понимали, что лучше с ним не связываться, скандал ведь нам ни к чему! Поняли, что не следует нам поддаваться на эту его провокацию.
 А Евмененко, как на грех, только и сказать ему успела:
 – Я ведь и сейчас работаю…
 И тут гражданин, как взорвался, закричал:
 -Так, если я работаю, так и живу хорошо,- не унимался он,- нужно учиться работать в нынешних условиях рынка, а не в пикетах стоять! У меня вот есть уже своё дело. Офис!
 Тут он вообще хвастаться начал:
 – Пойдём, покажу!..
 – Верим,- засуетились женщины, немного испугавшись, мужчин-то рядом нет, верим, что вы живёте хорошо, а вот как живут рабочие, вы знаете? Студенты, к примеру, и пенсионеры? Дети-то голодают…
 – Вы,что ли, коммунисты, о других думаете? Не верю! Я вот, к примеру, песочницы по всей Туле во всех дворах оборудовал... 
 Продолжал он хвастаться. И даже тем что он бывший воин-афганец и и их организация занимается коммерцией.
 – Читали. Спасибо. Знаем,- пытались остановить его похвальбу женщины. И тоже с негодованием:
 - Но только это всё только ко времени выборов! Так это же ваша рекламная кампания! А после? Сейчас, почему ничего не делаете!
– А вы, коммунисты, почему ничего не делаете?
– Я к примеру, беспартийная,–  это вступила в разговор опять Евмененко,– но и я понимаю, что дело тут не только в одних песочницах! А и в том, что у народа с коммунистами одна цель – вернуть народу то, чего лишили его «реформы».
 – Это коммунисты в Афганистане войну развязали. Вот он воевал там! – и крикливый гражданин указал на своего спутника.– И я тоже воевал! Сколько людей погубили!..
 – А в Чечне сколько? – вставил своё слово кто-то из милиционеров,– наверное, раза в два больше…
 – Так это сделали те же коммунисты! Что ныне у власти!..
 Милиционеры лишь взглянули на него и пошли по своим делам. Да, ловко «демократы» свои просчёты перекладывают на других!
 – А, быдло… – махнул рукой тогда тот нервный гражданин. И со своим другом направился к своему красивому автомобилю.
 – Вот так всё и получилось, вот так нас и обозвали лодырями!– вздыхают женщины, завершая свой рассказ,– обозвал он нас, а сам укатил на машине...Зачем подошёл? Значит, мы для него рабочее быдло? А предприниматели, «умеющие жить» сегодня, для него – это  белая кость?! Получается, что и «афганцы» бывают разные? Одни на заводах месяцами без зарплаты находятся, другие в офисах и в «мерседесах» катаются? Так что, получается, и интересы у них должны быть разные? Кому в пикеты и в стачкомы идти, а кому и при этой жизни сладко живётся!
А.Бочаров.
1998.               


Рецензии