8. Весна-начало лета 1555 года, Иоанн I
Если бы не Швеция, то с западными соседями у Московской Руси всё было хорошо. Летом прошлого года подписали выгодное соглашение с магистром Ордена и юрьевским епископом. В числе прочих уступок русской стороне ливонцы признавали обязательство ежегодной дани с епископства и обещали выплатить все недоимки, накопившиеся за полвека, в течении трёх лет.
А уже в следующем году заканчивалось перемирие с Литвой. Сомнений в его продлении ни у кого не возникало. Обе стороны, правда, грезили о так называемом Вечном мире, но ряд серьёзнейших исторических претензий друг к другу относило такое соглашение в разряд несбыточных мечтаний.
Иоанн считал практически всю территорию Великого княжества Литовского своей вотчиной, которую следует вернуть под свою державную руку, и досадовал, что Сигизмунд подобно Девлету не признавал его царского титула. Сигизмунд же требовал за Вечный мир отказа от претензий на все литовские земли, возвращении ему Смоленска и Чернигова с Северской областью, а также предоставления Новгороду и Пскову былой независимости.
Разумеется, ни Иоанн, ни Сигизмунд не могли пойти на такие чудовищные уступки. Однако взаимные претензии не мешали им избегать большого военного конфликта. А вот агрессия Швеции сильно отвлекала от появившихся забот на татарском фронте.
Новгородский наместник, князь Палецкий, доносил царю, что шведы закупорили Невский путь в Финский залив, частные стычки с ними оказались неудачными, а русское посольство к королю Густаву задержано без ответа. Иоанн отправил в помощь Новгороду двух воевод с полками, надеясь, что они с главными силами Палецкого сдержат или отбросят врага. Основные силы господарь держал на случай войны с Девлетом.
Предпосылки к ней имелись, ведь одновременно с донесением Палецкого Иоанн узнал от кабардинских черкесов о том, что крымский царь собрал большое воинство и угрожает им и Астрахани. Исмаил также жаловался на поддержку Девлета юсуфовым сыновьям, слёзно прося о помощи.
-Ногайского союзника и черкесов следует поддержать! - сказал Иоанн. - И удержать астраханский трон за Дервишем. В противном случае мы потеряем нижнее и среднее Поволжье, а казанские мятежники, которые укрылись в дремучих лесах Луговой стороны, воспрянут и перейдут в наступление!
Он приказал воеводе Ивану Шереметеву-Большому выступить с 13 000 воинов из Белева и по Муравскому шляху (пути) идти на Перекоп. Этот бросок должен был отвлечь Девлета и заставить его возвратиться в Крым. Однако задумка не удалась. Очень скоро Шереметев через гонца уведомил Москву о переправе крымчаков через Северный Донец и приближении их непосредственно к русским пределам. Господарь с двоюродным братом Владимиром Старицким и основным войском выступил к Коломне, а оттуда — через Каширу — к Туле.
Свидетельство о публикации №226020601675