6. II половина 1554 года, Густав I
Будущая торговля Руссии с Англией сильно била по шведским предпринимателям, а значит и по королевской казне. В условиях, когда немцы Ганзы и Ливонии закрывали русским, голландцам и англичанам свободный доступ в Балтийское море, шведы получали свой куш через посредничество. На своих кораблях они перевозили западные грузы на восточную окраину Балтики и наоборот. Но теперь, из-за нахождения англичанами прямого выхода к Руссии, шведский бизнес мог пострадать.
-Вы уверены, что Англия будет пользоваться Северным морским путём? - вопрошал шведский король Густав своих подданных.
-Абсолютно! - отвечали ему. - В Англии сейчас большой ажиотаж, тамошние купцы полны энтузиазма. Новоиспечённая королева Мария, естественно, даст добро на торговлю с Москвой. И хотя побережье Студёного моря зимой покрывается льдами, мы всё равно останемся в накладе. Англичане уже просят разрешить им на зимнее время года плавать вдоль берега к Финскому заливу.
-Они, конечно, поддерживают нас против Дании, но допустить такого мы не можем! - воскликнул Густав. - Разве только если сами не овладеем полностью Финским заливом.
Он выразил заветную мечту своих предшественников, которая не осуществлялась на протяжении веков из-за противодействия русских герцогов. Густав был полон решимости изменить положение. Оставалось найти союзников.
Король давно подбивал на войну с Русским государством Ливонию и Сигизмунда Польско-Литовского. И, кажется, ливонские рыцари были готовы поддержать боевые действия. Послы ландмейстера жаловались на то, что Иоанн требует отдать Дерпт или ежегодно платить за него, поэтому у Ордена нет другого выхода.
Густав сосредоточил войска в Або и Выборге, а потом напал на Печенгский монастырь. И только после этого узнал о проведении ливонцами переговоров с русскими, на которых они согласились выплачивать дерптскую дань. Швеция оказалась с Руссией один на один. Густав едва мог сдержать свои гнев и растерянность.
-Ничего! - пытался он сделать хорошую мину при плохой игре. - Мы и сами способны отобрать у русского медведя нужные нам территории.
Решимость королю придавала личная обида на Иоанна. Дело в том, что русский царь поручал переговоры с ним новгородским губернаторам, не считая Густава ровней, поскольку его предки не были монархами. Следовало наказать наглеца за такую спесь.
Свидетельство о публикации №226020601690