Церковь Трифона в Напрудном

Это очарование я впервые увидела зимой. Вычитала в книжке, что есть такая старинная достопримечательность, и отправилась в путь незамедлительно. Станция метро Рижская, Трифоновская улица, территория бывшего села Напрудного. День был облачный, неяркий, но снежный покров, как это всегда бывает, создавал иллюзию света. Однокупольный храм с низкими вырезными лопастями кровли, сложенный из белого камня, который на поверку всегда не столько белый, сколько сероватый, особенно на фоне снега, в окружении многоэтажной районной застройки казался совсем маленьким. Маленький осколок старины.

Вообще я люблю такую  ЭКЛЕКТИКУ:  современные и старинные здания создают неповторимый симбиоз, контрастируя друг с другом настолько же, насколько оттеняя и дополняя. Это словно жемчужина в раковине-жемчужнице. Плохо, если объект культуры слишком заставлен новой застройкой, но если обзор свободен, как в случае церковки Симеона Столпника на Новом Арбате или этой Трифоновской церкви, то пенять не на что. Город принял старину и сохранил как свою самобытность. 

Да, тогда была зима, снег покрывал ковром землю, хотя и не настолько щедро, как в этом текущем году, и я стояла перед памятником пролетевших эпох, от которого ощутимо веяло древностью, ее бесспорной подлинностью. До сих пор помню, какие сильные чувства меня тогда волновали.

Конечно, я уже читала  «КНЯЗЯ  СЕРЕБРЯНОГО»  Алексея Толстого и знала изложенную на его страницах московскую  ЛЕГЕНДУ  об основании Трифоновской церкви, поверив в нее легко и без затей. Знаете эту историю? Да, нет? В любом случае кратко расскажу, она мне до сих пор очень нравится.

Так вот,  СОКОЛЬНИЧИЙ  ТРИФОН  потерял на охоте в здешних местах царского кречета, а царь-то был самый что ни на есть Иоанн Васильевич  ГРОЗНЫЙ,  в связи с чем нерасторопному слуге грозили крайне серьезные неприятности. Бедняга взмолился о помощи своему святому, и тот ему незамедлительно приснился и сообщил, где искать птицу. Трифон был спасен, а затем построил на этом месте церковь, на внутренней стене которой умелым изографом запечатлено пророческое сновидение, послужившее основанием для ее возведения: чудесный юноша на белом коне с белым кречетом на руке.

Действительность, конечно, отличается от легенды: она, с одной стороны, прозаичней, а с другой, как ни странно, способна удивить еще более. Мифотворчество ведь часто происходит в обратном порядке: сначала произошло событие, а потом о нем сочинили повесть, которая его поясняет, но на новый лад, так как те дебри прошлого, откуда оно происходит, уже неактуальны.

День святого Трифона Апамейского отмечается 1/14 февраля (ст.стиль/нов.стиль). В народе его знали с эпитетом «Мышегон», потому что в это время амбары пустели, и мыши начинали покидать их, обнаруживая себя среди белого дня. Русские иконописцы писали св.Трифона в виде юноши с соколом на руке, он считался  ПОКРОВИТЕЛЕМ  ОХОТНИКОВ.  Может быть потому, что в его Житии, в разделе мучений за стойкость в христианской вере, есть эпизод, когда правитель Апамеи, как раз надумавший отправиться на охоту, приказал привязать его к своему коню и вести за собой, босиком по мерзлой земле – одна из пыток. В Апамее, стало быть, тогда была зима. 

Но есть другой вариант развития событий относительно покровительственных функций этого святого: в дохристианской Руси период от конца января, через весь февраль и до середины марта – это время ВЕЛЕСА,  очень древнего природного божества, прерогативой которого был лес (и пашни на месте леса), лесные звери и домашний скот. 

С принятием христианства  «СКОТИЙ  БОГ»  Велес вполне органично заместился образом  СВЯТОГО  ВЛАСИЯ.  Власьев день по Святцам - 11/24 февраля, вот Власию и вменили в обязанность заботы о лошадях и коровах. Что касается диких зверей, то тут понадобилась еще одна новая велесова ипостась, и святой из Малой Азии, которого чествуют примерно в это же время, тут оказался вполне к месту, взяв под свою руку охоту и охотников.            

Эти выкладки подтверждает тот факт, что изображение св.Трифона с соколом – обычай только русский, на византийских иконах ничего такого нет, а на болгарских и сербских у этого святого в руке виноградная лоза, потому что его день на Балканах попадает на подрезку лоз в виноградниках (то есть та же адаптация завозного персонажа к  местным условиям). 

А что же прелестная церковь Трифона в Напрудном на московской земле и московская же красочная легенда? Но ведь надо же было как-то пояснить в русле христианства, почему святой связан с охотой, в том числе соколиной. Между тем летописных данных о строительстве этой церковки нет, и даже время ее строительства точно не определяется: речь идет о XV-XVI веках, а описанная фреска на внутренней стене вообще, кажется, XVII века. Да и сама легенда о сокольничем Трифоне возникла, наверное, не ранее того же XVII века. Можно даже вспомнить, что царь Алексей Романов очень любил соколиную охоту. Хотя бывшее великокняжеское сельцо Напрудное уже к тому времени стало городской Напрудной слободой, так что охотился он в других угодьях.

Есть еще идея относительно того, что церковь здесь возвели приехавшие из Черногории, из города Котора переселенцы, потому что в Которе с IX века хранятся мощи св.Трифона, признанного городским покровителем. А уж затем на ее убранство повлиял местный колорит, создав вокруг нее местный же легендарный ореол. Даже вот так. Кто знает. 

Церковь Трифона в Напрудном дошла до XX века в сильно искаженном по сравнению с первоначальным обликом виде. После Великой Октябрьской революции в ней сначала не увидели ценной исторической достопримечательности и чуть не уничтожили (как и в случае со Спасским собором в Андрониковом монастыре, кстати говоря). Но затем все же распознали и, как только руки дошли, восстановили и отреставрировали, очистив от поздних наслоений. Поэтому я и смогла ее увидеть такой, как она была задумана своими создателями то ли в XV, то ли в XVI веке. Хотя, глядя на нее однажды в зимний снежный день, я еще не знала, в какие дали далекие может вести этот портал.
(06.02.2026) 


Рецензии