Станислав Куняев-русский глава первая классик

     Говорят, что рукописи и ценные бумаги не горят, поскольку они хранятся в надёжном месте. Оказывается и письма тоже! А тут нужный документ был совсем рядом, стоило только протянуть руку и вот он перед тобой. А на самом деле, чтобы его найти потребовалось перекопать все бумаги, книжные полки и столовые ящики. Продолжительные поиски не увенчались успехом…
Когда в очерке «Жизнь ЛИТО»   я хотел привести текст  письма Главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева ко мне, чтобы подтвердить моё знакомство с большим литератором. И никак не мог тогда его найти. А тут оно само как-то неожиданно попалось. 25 мая сего года я позвонил Луховицкой поэтессе и поздравил её с днём рождения и сказал: «А подарок за мной!» Позже я долго размышлял, что же ей подарить. На солидный подарок я рассчитывать не мог, а подарить какую-нибудь авторучку… Сейчас эта вещь практически бесполезная. Все пользуются компьютером. И окончательно решил подарить ей, как в хорошее доброе время – книгу.
Я вспомнил, что однажды в Московском «Книжном мире» я приобрёл трёхтомник Станислава Куняева «Поэзия. Судьба. Россия». А когда открыл книжный шкаф, то, к великому сожалению, обнаружил, что первого тома-то у меня нет. Кому-то дал почитать – и с концами. Но у меня оказалась ещё одна книга «Вызываю огонь…», в которой  переизданы два первых тома выше упомянутого автора. Прошло несколько дней, сидя в кресле своего кабинета, я случайно перед самым носом на полке за стеклом увидел обложку, похожую на ту, которую  приготовил для подарка. Когда взял в руки книгу, обнаружил там письмо, то, которое долгое время искал. А на первой странице под её заголовком было написано:
«Михаилу Сергеевичу Коробову на добрую память. Ст. Куняев. 5. 11.2004.» 
А первый экземпляр книги я приобрел сразу после поступления в продажу в декабре 2001 года. Как видите, с тех пор прошло уже пятнадцать лет. И я решил опубликовать это письмо не потому, чтобы не быть голословным по поводу оказания мной финансовой помощи журналу «Наш современник» после ухода на пенсию в сентябре 2004 года, а представить весь творческий путь Станислава Куняева, как главного редактора литературного журнала, так и замечательного русского писателя. И сказать немного о себе.
Строго говоря, мы с ним люди советской эпохи. У нас много общего в достижении цели, но есть и существенные различия во многих жизненных вопросах. Куняев относится к писательской интеллигенции, я – к трудовой, к директорскому корпусу. Мы оба росли без отца, его папа погиб в 1942 под Ленинградом, мой в том же году под Сталинградом. Он окончил дневную среднюю школу, я – школу рабочей молодёжи.  Оба с периферии поступили в московские вузы. Советская власть дала нам возможность получить высшее образование. Я, как видите, отношу себя, как и мой герой, к поколению, поколению советских людей. Мы родились и выросли в Советском Союзе. Каждый из нас шёл своею дорогой через тернии к звёздам, посвятив свою жизнь служению народа. Я, как и он, считаю себя счастливым человеком, поскольку достиг намеченных целей и сделал свою жизнь плодотворной, насыщенной и интересной. Известно, что «только выдержанными характерами, только стойкими людьми, которые начертав известный план, идут по нему до конца, и делается жизнь!» И каждый из нас на своём месте достиг определённых результатов. Речь обо всём этом – впереди. А пока, начну с текста письма.
                I   
                НАШ СОВРЕМЕННИК
               
                Журнал писателей России
                Главный редактор                17.10.2004 года.

                Уважаемый Михаил Сергеевич!    
Однажды, придя на работу и увидев на своём столе записную книжку с логотипом Вашего предприятия и Вашу визитную карточку, я сразу понял, что в редакцию заходил человек, знающий и любящий журнал «Наш современник»…
А пишу я это письмо потому, что журнал, живущий лишь на деньги подписчиков, переживает сейчас трудные времена. Дело в том, что мы перешли после долгой борьбы и даже судебных разбирательств из состояния субарендаторов на прямую аренду нашего особняка в центре Москвы. Но в руках бывшего арендатора остались все коммуникации – телефонные, электрические, тепловые, водные,- и нам предстоит тратить непредвиденно большие, просто неподъёмные для нас суммы на проектирование, обустройство этих коммуникаций и переоформление их под нашу юрисдикцию. До сих пор средств, хотя и с трудом, но хватало. А на возникшие внезапно, а точнее – навязанные нам вполне в духе нынешнего подлого времени расходы в редакционном бюджете их нет…   
В общем, Михаил Сергеевич, примите это моё письмо как сигнал «SOS». Ведь, по сути, на нас набросили «экономическую удавку» и душат, душат… Вот в мае отключили телефоны и говорят: у вас всё было не по правилам, надо тянуть новый кабель и т.п. А где взять 250 тысяч рублей?
Примите от меня на память новую книгу (Вызываю огонь… М.К.) Заходите, будете желанным гостем!
С искренним уважением – Ст. Куняев
                Ваш Ст. Куняев

С автором этого письма меня познакомил выдающийся поэт и общественный деятель России Валентин Васильевич Сорокин. Это событие для меня произошло при весьма интересных обстоятельствах. В очередной раз в Доме Союза писателей я навестил Валентина Васильевича. При нашем разговоре неожиданно зазвонил телефон. Сорокин, любезно изъясняясь с говорившим, с каким-то особым возгласом бросил в трубку:
– Станислав, ты себе не представляешь, кто у меня сидит за столом! Бросай всё, срочно приезжай, мы тебя ждём!
Сначала я не поверил своим ушам, что это он сказал обо мне, в ту пору производственнике-директоре по внешнеэкономической деятельности Воскресенского объединения «Минудобрения», но других людей рядом не было. Мне казалось, что я особо не заслуживал, чтобы так высокопарно представить меня своему другу по перу. Хозяин кабинета сразу пригласил своего коллегу поэта Облога и попросил сходить в магазин. Через несколько минут на столе появилась бутылка коньяка и незамысловатая закуска. А спустя ещё несколько минут к нам зашел невысокого роста, широкоплечий, в роговых очках седой человек. Это был Станислав Юрьевич Куняев, автор, как позднее узнал, многих стихов, прозы и знаменитого трёхтомника: «Поэзия. Судьба. Россия». До этого случая много лет я выписывал его журнал, а тут вживую увидеть такого знаменитого человека! Я вручил ему свою визитную карточку, которая укрепила наше знакомство.
И вот я получаю от него письмо, которое  показал своей супруге Людмиле Анатольевне. Она тоже, как и я, всю жизнь отработала на одном предприятии – Воскресенском химическом комбинате, большая патриотка. Немного подумав, сказала:
 – Миша, люди находятся в беде, давай окажем им посильную помощь. Нам в жизни тоже многие помогали. У нас пока работают дети, мы имеем пенсию, подсобное хозяйство, с голоду не умрём.
Я к этому времени только уволился  с работы и по договору, заключённым рабочим профсоюзом с новыми хозяевами, получил кроме зарплаты семь окладов, один из которых отвёз в Москву на сохранение журнала...
Итак, контакты продолжались. Мы обменивались своими книгами. Я присутствовал на его юбилейном вечере в клубе Союза писателей. Я многое познал о нём как о писателе, человеке, но, главное, о несгибаемом главном редакторе русского журнала «Наш современник». Надо отметить, что журнал не поступает в розницу, всем киоскам периодической печати не разрешено осуществлять продажу этого издания. Но, несмотря на все перипетии и заслоны, этот журнал пользуется большой популярностью и любовью у читателей.
Активная патриотическая позиция журнала обеспечивает ему читательскую поддержку. Много лет «Наш современник» лидирует по числу индивидуальных подписчиков среди аналогичных литературных переодических изданий. За тридцать лет руководства журналом  Станиславом Куняевым «Наш современник» прошёл большой и трудный путь. Особенно в смутные огневые девяностые годы, когда нападки как на журнал,так и на главного редактора были чрезвычайно опасными не только для закрытия ежемесячника, но и для жизни самого руководителя. Обладая высоким мужеством, стоицизмом и сильной волей Станислав Юрьевич сумел сохранить тот патриотический стержень духовности и борьбы за сохранение и восстановление великой России, что позволяет и сегодня журналу быть одним из авторитетнейших литературных изданий.


Рецензии