Предатели из спецслужб. Глава. 68 Публицистика

Глава. 68                Использование в «тёмную» «крота» и его захват.


Над городом послышался скрип колеса фортуны.

Илья Ильф (1897–1937 годы) — советский писатель - сатирик.


Дача да «Жигули» – всё его богатство. Когда Толкачёв почувствовал,
что запахло жареным и могут прийти с обыском, собственноручно сжёг деньги на даче.

По одной версии, там было 300 000 рублей, по другой – почти 800 000 рублей. По тем временам несметное богатство.

В октябре и ноябре 1983 года состоялись десять личных встреч Толкачева с куратором. Но новые хозяева Толкачева понимали, что рано или поздно может наступить провал — слишком часты контакты, а наружка советских спецслужб славилась своим умением.

И в Лэнгли предложили оригинальный способ незаметного исчезновения пассажира из автомобиля — даже если автомобиль НН (наружного наблюдения – прим. авт.) находится рядом с ним.

Дело в том, что при поворотах автомобиль объекта наблюдения ненадолго попадает в мертвую зону, когда его не видят ни сзади, ни спереди. И тогда пассажир может выскочить, а на его место «сядет» манекен. В шляпе и очках…

Два молодых энтузиаста из «OTS» не придумали ничего лучше, как отправиться в секс - шоп на Четырнадцатой улице в Вашингтоне. И закупили партию бонбол — надувных кукол для утех. Приятно поразив хозяина магазинчика оптовой закупкой.

— Мы на всю команду берем, — слегка покраснев, сказали инженеры.
Но увы! При экстренной надувке бонболы рвались с оглушительным грохотом.

Не помогли даже спецшвы, над которыми потрудились лучшие портные секретных ателье. Бабах! И весь салон в ошмётках.

И тогда, вспомнив, что «наружка» чрезвычайно редко висит на хвосте буквально бампер в бампер, решили обойтись двухмерным туловищем с трехмерной головой. Новый проект получил кодовое название «Чёрт из табакерки» (Jack-in-the-Box).

Объект помещался в портфеле и мгновенно выскакивал оттуда. Когда пассажир возвращался, «черт» убирался в «табакерку».

Кстати, судьба рекордного количества бонбол, закупленных секс - шопе, осталась неизвестной. Не могли же все порваться? А дело шло к концу. В Лэнгли чуяли опасность, в институте Толкачева ввели новые пропуска, и явно возросла активность контрразведки.

Толкачеву предложили уйти на Запад. Он тоже чувствовал, что круг сужается — в НИИ явно заподозрили утечку информации. Агенту был предложен вариант ухода через Ленинград и финскую границу в специально оборудованном тайнике фуры.

Вместе с семьей. Но Толкачев ответил отказом — родные бы не согласились.
С конца 1984;года около восьми месяцев Толкачёв работал фактически на КГБ, но не догадывался об этом. Узнав о его сотрудничестве с ЦРУ, решили использовать предателя втёмную.

В спецхран НИИ «Фазотрон» поместили документы о суперсекретных разработках самолёта-невидимки, но это была ловко состряпанная дезинформация.

В США клюнули – втянулись в разработку своего самолёта-невидимки. Израсходовали на проект миллиарды. Однако и бомбардировщик «В-2»,
и истребитель «F-117А» оказались лишь условно «невидимками».
ПВО американцев их не видела, а наша – как на ладони.

Например, комплекс «С-300» способен засечь американский истребитель
«F-117A», изготовленный по технологии «Стелс», с расстояния 50–60 км.

На деле американцы столкнулись с этой проблемой в 1999;г. в Югославии. Тогда сербы сбили «невидимку» «F-117» стареньким ЗРК Р-125 «Печора».

Нашим надо было отследить все контакты «Сферы» в посольстве США.
В итоге на явке в Москве с поличным был взят его связник – второй секретарь посольства США Пол Стомбаух, которого объявили персоной нон грата и выдворили из Союза.

Слово Клименко В.Г.: «На случай угрозы провала Толкачева снабдили ампулой с сильным быстродействующим ядом. Для него и его семьи ЦРУ разработало план нелегального выезда из СССР.

8 июня 1985 года Адольф Толкачев контрразведкой все же был арестован, и произошло это при возвращении агента ЦРУ на автомобиле с подмосковной дачи домой в Москву.

Заполучив Толкачева и имея на руках условия связи с ним, 13 июня 1985 года контрразведка вызвала американцев на очередной конспиративный контакт, оставив в условное время открытой форточку в квартире предателя в доме на Смоленской площади.

Вечером того же дня после длительной езды по городу, чтобы убедиться в отсутствии слежки, на место встречи на Кастанаевскую улицу прибыл сотрудник ЦРУ Пол Стомбаух, работавший в посольстве США под прикрытием должности второго секретаря внешнеполитической секции политического отдела и ранее не имевший контактов с Толкачевым.

Чтобы у ЦРУ преждевременно не возникло подозрений в провале Толкачева, нами был подготовлен и выведен на место встречи оперработник, загримированный под Толкачева.

В момент контакта для создания видимости, что якобы американец сам привел за собой НН, они оба были задержаны разными группами захвата.

При задержании и на всем пути от Кастанаевской улицы до улицы Малая Лубянка Стомбаух был растерян, подавлен и находился как бы в оцепенении.

Во время разбирательства в приемной КГБ СССР с участием приглашенного для опознания Пола Стомбауха дежурного американского дипломата и официального представителя МИД СССР Стомбаух всё-таки усилием воли взял себя в руки.

Он был исключительно вежлив и корректен, держался с достоинством, но до конца официальной процедуры разбирательства упорно продолжал отрицать очевидное.

Не признавал своей отобранную у него сумку с материалами ЦРУ для Толкачева (деньги, инструкции по связи, фотоаппараты в виде брелоков для ключей, книги для личного пользования) и свою принадлежность к американским спецслужбам».

Продолжение следует …


Рецензии