1826-1923. Данжинов Ринчин-Самбу
Ринчин-Самбу больше привлекала тибетская медицина. У старших эмчи-лам он начал учиться секретам врачевания, изучать организм человека, ставить диагноз по пульсу руки, изготавливать лекарства из трав.
Учеником он оказался талантливым и к зрелым годам уже превзошёл своих учителей. Когда ему минуло за 40, Ринчин-Самбу приобрёл славу компетентного врача среди агинцев. Он пользовался большим уважением у пациентов: мог излечивать очень сложные заболевания, используя лекарства растительного, животного и минерального происхождения, в приготовлении которых бурят-монгольский лама считался непревзойдённым знатоком.
В то время травы для приготовления препаратов привозились непосредственно из Тибета. Путь туда и обратно был долгим и опасным. Поэтому эндемичных тибетских трав остро не хватало. Ринчин-Самбу начал исследования с целью заменить растения из Тибета на те, что произрастают в Забайкалье. Данжинов создал рецептуру из местных растений, которые по лечебной эффективности не уступали тибетским.
Другая его заслуга в том, что он в 1884 году стал основателем медицинского факультета в Агинском дацане. Ринчин-Самбу Данжинов проделал огромную работу по организации учебного процесса, набору и обучению студентов.
На факультете велась не только преподавательская деятельность. Здесь врачи занимались научной работой, писали свои собственные медицинские труды, переводили тибетские врачебные книги и комментарии к ним. Коллективом эмчи-лам был внесён большой вклад в разработку терминологии традиционной медицинской науки. Составленные ими тибетско-монгольские словари медицинских терминов не потеряли актуальности и в XXI веке. К концу XIX века авторитет медицинского факультета Агинского дацана был неоспорим. В этом есть огромная заслуга Ринчин-Самбу Данжинова. В 1895 году построен Манба-дуган, его настоятелем стал Ринчин-Самбу Данжинов.
Сфера научных интересов Данжинова не ограничивалась только медициной. Он обладал обширными знаниями в области таких сложных научных дисциплин, как астрономия и астрология.
Бурятский этнограф Генин-Дарма Нацов писал о нём:
«Он занимался не только лечением, но и умел предсказывать. Местное население обращалось к нему за консультациями и советами, по просьбе верующих Р. Данжинов составлял персональные гороскопы, учитывая расположение небесных тел на небе в определённый период. Гороскопы служили хорошим ориентиром в деле поддержания гармонии в повседневной жизни, совместимости супругов, определения количества и времени рождения детей, прогнозирования благоприятных дней для проведения ритуалов. Особое внимание уделялось медицинской астрологии: традиционные врачи, как правило, специализировались в этой отрасли астрологических знаний. Здесь главную роль играли совместимость врача и пациента, указание времени приёма лекарств и проведения ритуалов, направленных на скорейшее выздоровление. Тибетская астрология и медицина являются по существу двумя разделами (внешним и внутренним) одного единого учения о недвойственной по своей окончательной природе вселенной»
Цыбен Жамцарано в 1905 году встретился с эмчи-ламой Ринчин-Самбу Данжиновым и отметил:
«…виделся со старцем эмчи-ламой Данжиновым, замечательным человеком. Монах идеальный, один из самых лучших медиков, самый стойкий и умный радетель за благо всех и каждого, почти единственный лама, ратующий за просвещение мирян и в особенности женщин. Его средствами и под редакцией вышло много хороших книг. В некоторых общинах он основал религиозно-просветительские хуралы. Я во всём Забайкалье и Урге не видывал такого святого монаха…»
Традиции, заложенные прославленным бурятским эмчи-ламой Ринчин-Самбу Данжиновым, в наши дни продолжает вновь возрождённая Агинская Буддийская Академия. На факультете тибетской медицины Академии изучается богатое наследие тибетских, монгольских и бурят-монгольских эмчи-лам. Здесь ведётся преподавание методов тибетского врачевания и современные медицинские дисциплины. В настоящее время в учебном процессе широко используются инновационные методы и современные технологии обучения.
Таковы краткие сведения о великих ламах, братьях Данжиновых, жизнеописание которых ещё не составлены в полной мере. А потому такую задачу время и вера налагают на современников – прихожан, лам и всех буддистов, особенно земляков Лубсан-Жигмит-Доржи и Ринчин-Самбу Данжиновых. Они заложили крепчайшую основу духа и веры, которая доныне присутствует во всех буддистах и жителях их родного края, их молитвы и наставления живут и звучат в минуты скорби и радости, просветляя душу каждого из нас.
Ом-ма-ни-пад-ме-хум!
Свидетельство о публикации №226020600213