Чтобы помнили. Судьбы. Анна. Воспоминания мамы

Анна – старшая дочь.
27.11.1902 – 05.08.1979
В замужестве – Федорова.

   Муж Федоров Павел прошел войну. Когда вернулся, очень болел (или вернулся больным). Ходили слухи, что любил изменять жене с Полиной. Ее я хорошо знала – самый крохотный домик в Бородино возле леса. Цел он еще и в 2006 году.
   Сколько точно было детей у Анны – неизвестно, так как некоторые родились мертвыми. Говорили о близнецах, умерших сразу при рождении или сразу после рождения. Была дочь Тоня, умершая в возрасте около 10 лет. Дольше всех прожил сын Виктор – 27 лет. Во время службы в армии он заболел и был комиссован – диабет или туберкулез. Женат не был, умер молодым. Скорее всего это было что – то наследственное от Павла, так как сама Анна прожила до преклонных лет не болея.
   Виктор работать видно не мог, и все время проводил на охоте, возможно он любил охоту, возможно, это было вынужденное. У него была охотничья собака - Валет. Хорошо помню его с пустым заплечным мешком и ружьем, возвращающимся с леса, уставшего, с невеселой улыбочкой. Баба Нюша, встречая его, неизменно спрашивала: -  «Ну что, убил ноги?»... При этом мне всегда – (тогда мне было лет 5 – 6) казалось, что из мешка непременно должны были торчать ноги какого либо убитого зверя. Я ведь не знала тогда, что означает это выражение. А впечатление было столь сильным, ведь я ожидала увидеть в мешке что – то необыкновенное, что даже более взрослой, при виде охотника с мешком всегда поглядывала – не торчат ли там ноги?
   Помню, умер Виктор в Локнянской больнице, при своей матери; уже ночью ее привезли к нам домой в Бородино на «скорой». Чтобы как – то оправдать смерть молодого сына, Анна все повторяла, что  ему сделали не тот укол. Но это было плохим утешением, сделать, конечно, было ничего нельзя, а вернее, вылечить его в то время не могли.
   Помню и похороны. Я сидела с бабушками на лавке возле гроба и вытирала глаза платочком, и эти старенькие чужие бабки шептали, что вот, такая маленькая, а плачет... Это мне казалось похвалой, и я плакала еще больше. Вряд ли в 6 лет эти слезы были осознанны.
   Несмотря на такие потери, Анна одиноко прожила достаточно долгую жизнь – 77 лет, никого не обременяя болезнями и жалобами.


Рецензии