МОК и нацистский футбол

Нацистский футбол
Бывший футболист Йозеф Клейн вступил в НСДАП, был членом Рейхстага… Президент немецкого футбольного союза Феликс Линеманн был нацистом и оберштурмбанфюрером СС… На посту президента футбольного союза его сменил Пеко Боуэнс, который возглавил организацию уже в 1950 году, несмотря на то что в 1933 году вступил в нацистскую партию.

Отто Хардер, экс-игрок «Айнтрахта» из Брауншвейга, после окончании игровой карьеры вступил в нацистскую партию, затем в СС, воевал с начала Второй мировой войны, а потом служил в концлагере Нойенгамме. В общем, весь набор: нацист, унтер-штурмфюрер СС, охранник концлагеря. Неудивительно, что по окончании войны Хардер был по справедливости осужден на 15 лет, но по странному «милосердию» отпущен уже через 4 года. После чего работал страховым агентом.

Итало-немец Эрнст Кузорра вступил в НСДАП в 1937 году вместе с партнерами по сборной Германии и футбольному клубу «Шальке 04». Сейчас именем Кузорры названа площадь в Гельзенкирхене, а сам он носит звание почетного жителя этого же города. Его партнер Ханс Борнеман в войну был солдатом во Франции, а вот третий — Фриц Шепан — получил выгоду от членства в нацистской партии «здесь и сейчас». Отжал у двух евреек их магазин, а самих отправил в концлагерь в Освенциме, где они и умерли в 1942 году. Это не помешало ему после войны стать последовательно тренером «Шальке 04», затем «Рот Вайсс» из Эссена, а венцом его футбольной карьеры стал пост президента «Шальке 04».
Кстати, шесть из семи своих чемпионств «Шальке 04» завоевал во времена гегемонии нацизма (могло бы быть и больше, но в 1941 году чемпионом стал венский «Рапид», игравший в Германии после Аншлюса). Бытует мнение, что гегемония «Шальке 04» связана с тем, что костяк игроков команды состоял в НСДАП, включая президента клуба.
Не очень успешной выглядит история другого клуба — «Санкт Паули» из Гамбурга, в составе которого хватало нацистов, но это не приносило успеха на футбольных полях. Что не помешало руководству «Санкт Паули» отметить заслуги бывших нацистов. К примеру, президент ФК «Санкт Паули»

Вильгельм Кох в игровые годы был вратарем в родной команде, а затем 12 лет состоял в нацистской партии. После его смерти стадион клуба был назван его именем. Штандартенфюрер СС, член НСДАП с 1930 года Отто Вольф 10 лет играл в составе «Санкт Паули», а во время войны занимался ликвидацией еврейской собственности на оккупированных территориях. После 3 лет заключения вернулся в «Санкт Паули» и был удостоен «золотого знака». Экс-футболист сборной Рудольф Грамлих по окончании войны 15 лет был президентом ФК «Айнтрахт» из Франкфурта-на-Майне, затем удостоился звания почетного президента клуба. Этому не помешало его присутствие в рядах нацистской партии и СС.

Тренер футбольной сборной Германии шарфюрер СА Отто Нерц — один из немногих, кто умер в концлагере. Нерца на посту главного тренера Бундесманшафт сменил Зепп Хербергер, который и повез сборную на Олимпиаду-1952. Хербергер был членом нацистской партии аж с 1933 года, что не мешало ему оттрубить тренером сборной до 1964 года, получив по акту денацификации категорию «попутчик». Орденоносец, члена зала славы немецкого спорта, почетный житель города Вайнхайма.

Капитан и лидер футбольной сборной ФРГ на победном чемпионате мира 1954 года Фриц Вальтер, попавший в плен в Румынии, играл там в футбол, а поскольку комендант оказался футбольным болельщиком, то просто отпустил военнопленного домой с миссией Красного креста.

Нацисты ГДР
На сайте wrestling.com.ua мне довелось ознакомиться с материалом, где рассказывалось об олимпийской схватке в Берлине двух борцов — Курта Хорнфишера из Германии и эстонца Кристиана Палусалу. Прибалт победил именитого соперника, затем случилась война, на которой Хорнфишер доблестно воевал, был шесть раз ранен, из-за чего достаточно быстро скончался в мирное время. Что касается Палусалу, то, будучи уже бойцом Красной армии, он поначалу дезертировал, был схвачен дома, приговорен к расстрелу, который заменили службой в армии. И не в штрафбате, а обычном полку, где Палусалу снова, не раздумывая, сдался в плен немцам.
Увы, дезертира и горе-вояку не наказали должным образом. А перед развалом Союза начали чествовать — с 1988 года в столице Эстонии проводится турнир его памяти, в 1989 году его именем был назван корабль, сейчас в Таллине открыт памятник Палусалу.

Член НСДАП и СА Рудольф Харбиг воевал в люфтваффе и погиб на территории Советской Украины в 1944 году. Спортивная доблесть его заключалась в завоевании бронзовой медали на Олимпиаде 1936 года, где он бежал в легкоатлетической эстафете. Тем не менее Эдель настоял на переименовании стадиона в Дрездене в «Рудольф-Харбиг-штадион», а вдова спортсмена-нациста Герда Харбиг работала в НОК ГДР в качестве генерального секретаря этой организации. До 1966 года в Дрездене проводился легкоатлетический пробег памяти Харбига. Кстати, мэром города также был бывший нацист Герхард Шилл, танкист гитлеровской армии. Заигрывание с семьей нациста закончилось тем, что 23-летняя дочь Харбига Ульрике сбежала из страны в ФРГ.

Четвертое место в прыжках в воду на той же Олимпиаде заняла Ольга Йенш-Йордан. Фамилию Йенш она получила после замужества, от Артура Йенша, оберштурмбаннфюрера СС. Что не помешало Ольге самой стать в 1951 году соучредителем НОК ГДР. Иными словами, две вдовы не рядовых, а вполне себе видных нацистов занимали крупные посты в НОК ГДР.

Еще более ужасным видится нацистское прошлое Эгберта фон Франкенберга. На армейской службе он довоевался до звания майора вермахта, в 1932 году вступил в СС, легион «Кондор». Что не помешало ему стать высокопоставленным чиновником в ГДР. В послужном списке бывшего нациста, например, должность президента федерации автоспорта страны.
Как еврейка стала нацисткой, звездой американского спорта
Складывается стойкое ощущение, что в Германии ценили и продолжают ценить нацистов, поскольку в 2018 году в Дрездене провели голосование, предложив выбрать имя стадиону между «Динамо» и (снова) «Рудольф-Харбиг». С перевесом в пару процентов победил «Рудольф-Харбиг-штадион». И тут даже нет претензий к действующей власти, поскольку выбор был сделан населением Дрездена.

В нашем завершающем материале никак нельзя обойти стороной личности «национал-предателей». В Германии таковой стала фехтовальщица Хелена Майер, олимпийская чемпионка 1928 года. Она была полукровкой (отец — еврей, умер в 1931 году). Память отца Майер предала, став участницей Олимпиады в Берлине. Дело в том, что американцы проявили принципиальность, грозя бойкотом Игр в Германии из-за притеснения в стране евреев, и тогда немцы включили в состав своей сборной полуевреев — хоккеиста на зимней Олимпиаде и Майер на летней. Хелена заняла второе место и стояла на пьедестале почета, вскинув руку в нацистском приветствии. Всю Олимпиаду она проходила в форме со свастикой, став одной из героинь документального фильма Лени Рифеншталь и удостоившись рукопожатия и личной похвалы Адольфа Гитлера.
Но нарочитое выдавливание из себя еврейства не помогло Майер стать своей в нацистской Германии, и в 1940 году она уехала в США. Домой вернулась только в 1950 году, хотя родственников там уже не было, родной дядя погиб в концлагере. Через три года умерла и она сама. Уже упоминавшийся нами нацист фон Хальт, будучи на тот момент руководителем Олимпийского комитета ФРГ, произнес на ее могиле: «Спасибо, дорогая, за то, что ты сделала для немецкого спорта». А что она сделала для немецкого спорта: поощряла нацизм, зигуя на пьедестале почета и красуясь со свастикой, всячески пиаря, как бы сейчас сказали, гитлеровский режим.
Тем не менее ее память почитают (!) и в США, где она стала членом Зала славы фехтования, и в Германии, где ее именем названа улица в Оффенбахе и местный клуб фехтования. Изображение Майер появилось на почтовой марке 1968 года, а на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене ее именем был назван один из объектов Олимпийской деревни.
(Окончание следует)


Рецензии