Блокада Ленинграда. Часть 5
Две недели счастья и покоя. Зять Александр был деловым человеком. До своего отъезда он подготовил семью, чтобы они продолжительное время не голодали. Он напрямик спросил у Ульяны: "Мама, у вас было золото, где оно?" Теща принесла свой ларец и отдала его зятю. Тогда, после рынка, когда ей предложили мясо, но она узнала, что его покупать не стоит, Ульяна перепугалась. "Бодаевский продукт" меняла быстро на хлеб и уходила с рынка. Ей было страшно даже думать , что за мясо продавали эти люди. Женщина видела, какие холеные лица были у продавцов мяса, в голову лезли ужасные мысли. Она опасалась за свою жизнь и за жизнь детей: вдруг из-за золота ее выследят и всех их убьют. Обменяв весь "бодаевский продукт" на хлеб, она боялась менять золото. Сейчас все проблемы по обмену взял на себя зять. Золото обменял на продукты: хлеб, молоко, рис, муку. Если все расходовать рационально и понемногу, продуктов хватит на 4-5 месяцев. Как он это сделал одному Богу известно.
Дети не отходили от отца, были бесконечно счастливы. Дочь Валентина, как жена военного, была дома четыре дня, её отпустили с работы.
Конечно, понятно, что понадобился не один день, чтобы восстановиться после голода. Мучились все болями в животе, помогал только рисовый отвар, который получали при варке риса. Зять приложил много усилий, чтобы родные поправились. Он ежедневно заставлял вставать, делать простенькую зарядку, на их искреннее возмущение не реагировал вовсе. С утра зять командовал: "Подъём!", не давая им лежать.
Принёс в квартиру радио — чёрное, большое, ну и орало же оно! Особенно по утрам. Делать его тише Александр не разрешал. Две недели он заставлял их двигаться, меньше лежать. В один из дней зять пришёл домой и сказал, что устроил их на работу: бабушку и дочку. Утром он их повёл в госпиталь, там нужно было ухаживать за ранеными. Вот так постепенно офицер Советской армии подготовил семью к дальнейшей жизни в блокаде Ленинграда. За сына он боялся меньше: несколько раз сходили они вместе на крыши дома. Отец понял, каким ответственным и нужным делом занимается Владимир. Две недели пролетели как один день. И вот уже стоит офицер Советской армии, готовый к воинской обязанности. Естественно, женская половина семьи плакала: дочь Люда не отходила от отца, жена Валентина шла его провожать, сын — вместе с женой.
Никто не знал, встретятся ли они снова. Это время отпуска зятя и отца они провели так, как будто война, а вместе с ней и блокада, вот-вот окончатся. После его ухода было невероятно тяжело жить, как будто окончилось что-то светлое, что было в их жизни. Бабушка и внучка ежедневно стали ходить в госпиталь, помогая ухаживать за ранеными. Володя был дежурным в группе, которые скидывали зажигательные бомбы, фугасы с крыш домов, что немцы по много раз ночами скидывали на Ленинград.
Радио оставалось включенным, но его сделали потише. Теперь они слышали всё, что происходило в Ленинграде: читали стихи известных поэтов, играла музыка, читали классику, новости с фронта. Вещание начиналось в пять утра с выпуска последних известий, а затем шли разнообразные передачи. Была передача "Письма на фронт и с фронта", некоторые люди находили друг друга благодаря радио. Радио нужно было не меньше, чем тепло, вода, хлеб. Ульяна уже не понимала, как они жили без него.
Наступала весна 1942 года. Власти города решили навести порядок. Создавались комсомольские бытовые отряды, которые пытались расчистить улицы и дома Ленинграда. Очень много умерших было на улицах, но еще больше умирало в домах, в своих квартирах. Холод позволял использовать квартиры как морги. Люди, которые были еще живы, пользовались карточками умерших. Умерших увозили на кладбище, где их хоронили во рвах, или кремировали в печах кирпичного завода. Весенняя уборка была страшной: нечистоты, трупы, грязь местами до 3 метров. Начинался запах, он шел особенно с первых этажей домов. Запах был такой, что тошнило. Работали в основном молодежь.
Находили детские трупы, трупы взрослых. В канализационных люках находили отдельные части человеческих трупов. Обнаружение "частей тела" было связано с установленными фактами каннибализма. Массовый голод приводил к таким преступлениям. Это были единичные случаи, но людоедства, начиная с января 1942 года, самого тяжелого времени в Ленинграде, стали фиксироваться все чаще. В феврале за каннибализм было задержано 612 человек (рекордная цифра), в марте — 399, в апреле — 300, а в мае — 326. Можно только догадываться, сколько эпизодов поедания людей не было зафиксировано. Не углубляясь в отвратительные подробности обстоятельств этих арестов, остается только отметить, что летом 1942 года, одновременно с улучшением снабжения Ленинграда продуктами, произошло и резкое снижение количества подобных преступлений.
Бабушке Ульяне и внучке Людмиле нравилось ухаживать за ранеными. Особенно Ульяну любили те, кто требовал особого ухода: она без лишних слов меняла пеленки, убирала судны, стирала грязные, кровавые бинты. Внучка тоже сильно повзрослела за это время. Во всем подражала и помогала бабушке. Их поставили на довольствие в госпитале , где они работали , дома благодаря зятю продукты тоже еще были. С внуком Володей встречались редко , он теперь еще помогал и в уборке города. Весна 1942 года была наполнена оптимизмом. С улиц города вывозили мусор, потихоньку улучшалось питание . Конечно основная масса населения все еще была озабочена выживанием , но открывали столовые, усиленного питания, где граждане время от времени могли получить полноценный обед.
Продолжение следует...
.
Свидетельство о публикации №226020600311
С уважением,
Георгий Овчинников 10.02.2026 08:04 Заявить о нарушении
Елена Яковлева 6 10.02.2026 10:50 Заявить о нарушении