Подмена понятий

Место: Строящийся город, где на каждом шагу – новостройки, — зал суда, где стены слышат чаще, чем люди.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Максим — агент по недвижимости, человек с тетрадью шифров и странной привычкой просить людей открыть ему дверь в подъезд.
Судья — голос закона, уставший от метафор.
Прокурор — голос обвинения, что любит простые объяснения.
Адвокат — голос той самой крыши: умело плетёт сети слов.
Крыша — невидимая власть; иногда говорит через экран, иногда — через толпу.
Хор (Толпа/Камеры/Клипмейкеры) — повторяет, ускоряет, вставляет рамы бегущих фигур.
Пугливый прохожий малого роста — та случайная деталь, что стала лжепричиной, как повод для лжеобвинений.

Сцена 1. Суд

Судья (медленно, как ртуть):
Максим, от Вас убежал человек малого роста. Вы почему пугаете людей?

Максим (тихо, держа в руках тетрадь с анаграммами):
Мне нужно было войти в подъезд. Я объяснял — я продаю квартиры, я хожу по новым кварталам. Открыли дверь — и я внутри. Я просил открыть дверь, я не искал беды.

Прокурор (остро, как стальная нота):
А зачем Вы подходили к женщинам в метро? Почему Вы знакомитесь?

Максим:
Между тем человеком, который случайно испугался, и женщинами — нет причинной цепи. Все люди знакомятся. В моих тетрадях — псевдошифры, в стихах - псевдоанаграммы. Вы меня случайно приняли за переписчика и ищите, на кого я работаю, чей я переписчик.

Адвокат (с улыбкой крыши):
Пользуясь тем, что один человек убежал, мы создадим десять тысяч двадцатьпятых кадров: бег, бег, бег — и жизнь превратится в ритм. Ты будешь видеть убегание повсюду. Мы тебе внушим, что мы тебя обвиняем, что ты маньяк, хотя на самом деле мы выясняем, чей ты переписчик.   

Хор (шёпотом, затем хором):
Бег. Бег. Бег. Кадр. Повтор. Замедление. Увеличение. Приуменьшение. Преувеличивание. Бег. Бег. Бег.

Максим (вздыхает, как тот, кто говорит с городом):
Это случайность. Вы сделали из случайности доказательство. Вы дали мне задание ходить по подъездам — и потом же обвинили меня за то, что я ходил по подъездам.  Вы вставили мне десять тысяч двадцать пятых кадров с ложными обвинениями, хотя сами меня подставили.

Крыша (голос из тумана, ласков и жесток):
Мы согласовали, утвердили, вставили 25-й кадр. Нам выгодно, чтобы бег стал объективом. Мы через двойную игру и ложную версию выясняем, чей ты переписчик.

Максим (сердцем, как старый поэт):
Они подставили меня, чтобы увидеть, кто стоит за псевдошифрами в моих записях. Они сделали маятник знакомств, чтобы качнуть меня в тот ритм, где каждый подход выглядит как преступление. Они применили метод провокации и подстрекательства, чтобы я часто знакомился, а они якобы поймали меня с поличным. И когда случайный житель подъезда, куда я хотел войти, путаясь, убежал — на меня и навесили клеймо.

Судья (неохотно):
Но в тетрадях шифры на пяти языках. Это правда. Ты переписчик, говоришь ты? Быть может, ты и вправду писал что-то, что кому-то мешало.

Максим (тихо, с улыбкой старого моряка):
Писал, вел дневник. Я сочинял роман про свою жизнь, автобиографию, как «Детство. Отрочество. Юность» Толстого. А шифры – это случайные совпадения. Информация всегда совпадает. У них паранойя, им шифры везде мерещатся.

Хор (как кино, ускорение):
Бег. Бег. Бег. (10 тысяч 25-х кадров).

Финал (наступает тишина, как падение занавеса)

Судья (последнее слово, как мерило):
В этом зале судят не только людей. Судят систему, что умеет ставить ловушки и одинаково обвинять тех, кого сама и заставила играть. Если преступление — результат чей-то провокации, кто же тогда ответит за подставу?

Максим (встаёт, спокойно):
Я не прошу оправдания. Я прошу, чтобы вы перестали собирать случайности и делать из них доказательства. Агент по недвижимости не виноват в том, что он ходит по подъездам. Молодой человек не виноват, если он знакомится с девушками, тем более, если его подстрекают это делать. Вы почему-то не доигрывали все девушек, знакомства получались без развязки, без кульминации, как незаконченные действия, и приходилось снова и снова знакомиться. Вы сделали мне маятник знакомств.

Крыша (практично, уже выключая свет):
Мы всегда найдём новый 25-й кадр.

Хор (последний раз, на полтона ниже):
Бег. Бег. Бег. Но помни: иногда бегут от страха, а иногда — от подставы. И если мир научился видеть только бег — он перестал видеть руку, что подтолкнула.

ЗАНАВЕС.
(с) Юрий Тубольцев


Рецензии