Память России о гонениях на Церковь
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской... Он отмечается каждый год в ближайшее к 7 февраля воскресенье, в 2026 году - 8 февраля Что это за праздник? Это праздник всех тех православных священнослужителей, монашествующих и мирян, которые претерпели гонения за веру в эпоху коммунистического режима. Мы вспоминаем православных людей, которых за веру во Христа мучили и убивали на полигонах и в тюрьмах, и в концлагерях, прикрываясь статьей за якобы антисоветскую агитацию.
В 2000 году на архиерейском соборе были прославлены более тысячи новомучеников и исповедников. С тех пор каждый год в разных областях России находят все новые сведения и канонизируют новых святых, пострадавших от богоборческого режима.
В каждой епархии появились свои местные Соборы новомучеников: Собор новомучеников Тверских (воскресенье после 12 июля, Собор Новомучеников Петербургских (13 ноября), Собор новомучеников Тульских (16 сентября) и другие. И в таких местных соборах не два или три имени, а десятки имён. Есть Собор новомучеников, расстрелянных на полигоне Бутово, он отмечается в четвертую субботу после Пасхи. Есть Собор новомучеников Соловецких, он отмечается 24 августа. Молимся мы и тем новомученикам, кто пострадал в первые годы советской власти от красного террора Ленина и большевиков. 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в Доме Ипатьева был расстрелян кроткий и милостивый мученик Государь Николай Второй, царица Александра, юные царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, 13-летний тяжело больной царевич Алексий, врач Евгений Боткин, слуги. 17 июля можно было бы официально сделать днём русской национальной памяти и скорби.
В 1918 году, желая отомстить за смерть руководителя ЧК Петрограда Моисея Урицкого, большевики расстреляли более тысячи человек, среди них - 80-летнего священномученика Алексия Ставровского. Большое количество жертв было в ЧК Перми, Одессы, Харькова, Киева, Москвы.
На Ленине, Бронштейне-Троцком и большевиках - кровь расстрелянных по их приказам. На Ленине также вина за принятие закона о разрешении убийств младенцев - об абортах.
Затем передышка в НЭП. Потом эпоха коллективизации. По приказу Сталина делали все, чтобы подавить реальные или выдуманные возмущения крестьян. В тридцатые годы постановили делить раскулаченных на три категории. Первая категория подлежала расстрелу.
Теперь на полигоне Бутово есть храм Новомучеников Бутовских и мемориал. Часто для новых храмов выдают особый плат - антиминс с частицами мощей убитых на полигоне Бутово. Там были расстреляны многие священнослужители, монашествующие, прихожане, более 300 человек причислены к лику святых. На полигоне Бутово были убиты коммунистами по приказу Сталина священномученики архиереи Серафим (Чичагов), Аркадий (Остальский), Николай (Добронравов), Димитрий (Добросердов), Никита (Лекторский) священники, псаломщики, монахи, церковные старосты. Там расстреляны крестьяне-единоличников и колхозники, рабочие, интеллигенция. Вечная им память.
Православных русских христиан, пострадавших от гонений, было очень много, если говорить о мирянах - горожанах и крестьянах.
Прославлены только некоторые из них, это обычно члены церковных двадцаток, певчие или наиболее активные прихожане, защищавшие от разрушений храмы.
Но вспомним огромное море основного населения некогда богатой свободной и счастливой Российской Империи. Это русские крестьяне. Были среди пострадавших и белорусы, и малороссы. Но в большая часть - великороссы. Коллективизация и год великого перелома 1929 означали для крестьян разрушение храмов, ограбление, тюрьмы, ссылки , спецпоселки, лагеря, расстрелы. Крестьянами было большинство русской нации. И вот русских крестьян коммунисты начали целенаправленно и планомерно уничтожать. Это был геноцид русского крестьянства. Первым периодом ещё в гражданскую были продразверстки. Однако коллективизация двадцатых-трилцатых годов фактическое изничтожила некогда зажиточное сословие русских крестьян, остались потом только обнищавшие подневольные работники колхозов и совхозов.
Почему я считаю что многие крестьяне их значительная часть были исповедниками?
Крестьянские семьи целыми эшелонами из центральных и южных областей увозили в Сибирь, Мурманскую область и Архангельскую, в Казахстан. Там они должны были с малыми детьми жить и работать на рудниках или лесоповале, в тундре или тайге или казахской степи в спецпоселках, где была повальная смертность особенно среди детей. Многие ограбленные крестьянские семьи везли с собой иконочки и тайно молились Богу и тому же учили детей. Об этом остались воспоминания духовных чад старца Севастиана Карагандинского. Крестьяне великороссы, малороссы, белорусы - исповедники веры. Мы знаем отчасти из имена из рассказов их внуков и праведников, но имена большинство из них их страдания за Христа известны одному Богу.
Поэтому не только иерархи Церкви - священномученик Петр Крутицкий, Серафим Чичагов, Петр Воронежский, Онуфрий Курский, Анатолий Одесский и не только священники и диаконы, монахи, но и множество православных крестьян сподобились светлых венцов.
Нам нужен день памяти пострадавшего от раскулачивания русского крестьянства.
Можно предложить на церковном, и на государственном уровне установить особый день памяти геноцида русского православного духовенства - день расстрела священномученика Петра Крутицкого.
Думаю, что день начала расстрелов в Бутово 8 августа 1937 года тоже можно сделать днём национальной памяти геноцида русских и скорби. Там ведь были расстреляны за два года 20 тысяч человек, большинство - по статье 58, за антисоветскую агитацию, то есть за стояние в православной вере. И на всех расстрельных полигонах разных областей можно установить дни памяти. Служит панихиды, рассказывать в проповедях и передавать в СМИ о пострадавших священниках и мирянах.
Хорошо бы почтить и память жертв лагерей Севдальстроя и других лагерных управлений, священников и мирян, замученных там в тридцатые и сороковые годы, это тоже будет память о геноциде русских. Можно отмечать дни памяти расстрелянных в советских тюрьмах и лагерях в первые месяцы войны, когда расстрелы были массовыми.
Вся Россия была покрыта сетью лагерей. Что значит жизнь и смерть в советском лагере? Несколько дней работы на лесоповале называли сухим расстрелом. Русская Церковь не только расстрелянных, но и умерших в лагерях от голода, болезней, побоев и тяжких работ прославляет именно как мучеников. Жизнь в лагерях была медленным мучительным убийством людей.
И лагерях, и в ссылках людей продолжали хватать, давать новый срок или же расстреливать.
...В ссылке в Сибирь находился известный учёный-богослов Иван Васильевич Попов.
Архиепископ Иларион (Троицкий), уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии других заключенных - архиереев и клириков - говорил о нем так:
"Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича".
В декабре 1924 И. В. Попов был арестован и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1925-1927 находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения.
С 1928 года жил в ссылке в деревне Ситомино Сургутского района на реке Обь, где продолжал работать над исследованием о Григории Нисском.
В 1931 году был арестован в Сургуте, осенью того же года приговорен к ссылке еще на три года в село Самарово (ныне вошло в состав города Ханты-Мансийска). В 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию - видимо, в связи с болезнью (сердечной слабостью, опухолью ног) и преклонным возрастом.
Жил в Подмосковье, в 1935 году вновь был арестован и приговорен к пяти годам ссылки. Выслан в село Игнатово Пировского района Красноярского края.
В 1937 году был арестован в ссылке по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 8 февраля 1938 года.
Причислен к лику святых Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года azbyka.ru/otechnik/I...
Старика, которому исполнился уже 71 год, схватили, снова судили и расстреляли. Долгие годы советские деятели распространяли ложь о том что православие религия неграмотных темных людей. Но Империи была целая система Духовных семинарий в губернских городах и Д училищ в уездных городах, элита молодежи, отличники обучались в Духовных Академиях В 3 и 4 классах ДУ ученики изучали и Священное Писание и греч и латинский, в семинарии продолжали. В Духовных Академиях занимались научной работой. Многие богословы учёные Академий цвет Церкви и цвет русской нации были расстреляны или замучены в лагерях.
Пока что мало изучена жизнь заключённых верующих в период ВОВ. Но надо сказать, что поражает при чтении житий новомучеников приговоренных к лагерям то, что значительная часть их умерли мучительной смертью в лагерях именно в годы войны. Читаешь о том, что мученика или мученицу посадили в лагерь в 1935 или в
1937 и в большинстве случаев умерли они в 1941 или 1942.
Причиной та, что с началом войны заключённых почти не кормили или же пайку сильно урезали, а нормы выработки резко повышали. Работа же была на лесповале, рудниках. С 1935 -37 годов все эти репрессированные епископы, священники, монахи, инженеры, раскулаченные крестьяне, рабочие так и оставались в лагерях, но шансов выжить в период войны у них было совсем мало, хотя и в тридцатые годы умирали от тяжёлого труда и гоолода в лагерях. И в тридцатые годы, и в сороковые заключённых судили в лагерях, повторно прибавляли срок или расстреливали. Чаще всего в тридцатые и сороковые расстрелы в лагерях были за антисоветскую агитацию или невыполнение плана. План особенно сильно выбивали из заключённых охрана и уголовники в годы войны, и это - при уменьшении пайка.
Заключённые становились полумертвыми доходягами от голода, не могли выполнить план и за невыполнение норм выработки их расстреливали.
Увеличивали сроки или же расстреливали за проведение православных обрядов, даже панихид. Уверена, что мы должны изучать, знать и поминать этих православных людей, жертв коммунистического режима.
В годы войны в лагеря пошел поток новых заключённых - священников и мирян из Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии, Молдавии, священники повторники из России. Много попадало простых колхозников, призванных в армию в первые месяцы войны и попавших в окружение.
В 1943 по воле Божией произошло смягчение гонений. Сталин, рассчитывая договориться с союзниками, провел переговоры с митрополитом Сергием (Страгородским) и ещё двумя уцелевшими на свободе архиереями.
Сталин приказал подготовить списки архиереев и священников на освобождение. Митрополит Сергий составил и подал очень большой список арестованных. Но когда уполномоченный проверил список, то доложил Сталину, что только десятая часть списка - в живых. Митрополит Сергий и даже их родственники репрессированных не знали об их судьбе. Оказалось, что девять десятых расстреляны или умерли в советских лагерях. Одну десятую часть, то есть уцелевших, Сталин приказал выпустить и быстро доставить в Москву. Следовательно, эти архиереи в 1941 и в 1942 сидели в лагерях Сибири и Дальнего Востока. Уцелело мало архиереев. Из числа освобождённых вдовых священников пополняли епископат. Многие годы у меня было неправильное представление о судьбе духовенства. Я была уверена, что священнослужители сидели в сталинских лагерях только в двадцатые и тридцатые годы. А в сороковые все это закончилось, Сталин освободил духовенство. Но выяснилось, что освободил далеко не всех. Многие сельские батюшки или простые монахи, монахини, церковные старосты, певчи или псаломщики сидели и до войны, и всю войну и послевоенные годы. Большая часть из них умерла именно в военные годы в лагерях. Некоторые чудом Божиим выжили и вышли на волю после 20 съезда. Но таких было очень мало.
Вспомним узниц печально известного советского лагеря жен врагов народа (а также и монахинь) АЛЖИР.
Новомученики за веру и исповедники прославлены ныне Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них и 12 узниц Акмолинского женского лагеря. 12 женщин твердой веры, помня слова Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», безропотно претерпели лагерные муки и со смирением склонили свои главы в час смертный. Вот их имена.
Евдокия Прохоровна Андрианова. Монахиня. Родилась в с. Губино Виноградского района Московской области. 7 октября 1937 г. вновь арестована и 21 ноября 1937 г. осуждена тройкой НКВД по Московской области на 8 лет лишения свободы за то, что «среди местных колхозников вела к/р (то есть контрреволюционную) деятельность, направленную против мероприятий соввласти». Поступила в КАРЛАГ с московским этапом 20 декабря 1937 г. Находилась в Акмолинском отделении КАРЛАГА (АЛЖИР). В АЛЖИРе арестована в 1942 г.
Наталия Федоровна Копытина. Родилась в 1885 г. в Трубетчинском районе Рязанской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г. осуждена по ст. 58-10 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Анна Антоновна Водоланова. Родилась в 1890 г. в Кадиевском районе Донецкой области в крестьянской семье, в 1935 г. осуждена по ст. 58-10 УК на 6 лет исправительно-трудовых лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
С ними были расстреляны верующие православные женщины, крестьянки: Акилина Степановна Дубовская, Александра Михайловна Смолякова, Ирина Лаврентьевна Гуменюк, Ксения Михайловна Радунь, Марфа Ивановна Дударенко, Домна Ефимовна Василькова, Татьяна Игнатьевна Кушнир, Наталия Семеновна Карих. Иустина Матвеевна Меланич приговорена к 10 годам лишения свободы.
20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении КАРЛАГА монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова и еще 10 женщин были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение. Иустина Матвеевна Меланич приговорена к 10 годам лишения свободы с поглощением срока предыдущего приговора (из статьи Юрия Кищука "Акмолинские новомученицы" pravoslavie.ru/3199.html?...).
Трагической была судьба епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). Владыка Афанасий томился в лагерях в двадцатые и тридцатые и сороковые годы.
Причиной массовых расстрелов и гибели людей в коммунистических лагерях стало распространившееся неверие, а потом и насаждение Лениным, Сталиным и другими советскими руководителями безбожия, в также пропаганда новой религии - кровавой антихристианской коммунистической секты.
Все гонители православных христиан были коммунистами. Страна должна знать имена новомучеников. И страна должна знать имена палачей, которые мучили и убивали, отдавали приказы мучить, развязали геноцид русских после 1917, в двадцатые, тридцатые и сороковые. Политику красного террора ввели Ленин и Троцкий, за подписью Ленина летели телеграммы, призывающие к массовым убийствам.
Приказы о расстрелах в тридцатые и сороковые подписывали Сталин, Каганович и другие крупные партийные чины. Начальниками ГУЛАГа с 1930 по 1937 годы Сталин последовательно назначал коммунистов Лазаря Когана, Матвея Бермана, Израиля Плинера. А умирали мучительной смертью в коммунистических лагерях русские архиереи, священники, крестьяне, интеллигенция. Например, священномученик митрополит Анатолий (Грисюк), священномученик Василий Надеждин, священномученик Илья Четверухин.
Убеждена, что сведения о новомучениках и их подвиге должны быть включены в программы средних школ России. Должно звучать и в храмах в проповедях, и в главных российских СМИ. Много препятствий этому. Политическая элита все ещё упорно держится за красную идеологию. Однако есть православные люди, которые по мере сил и возможностей, распространяют жития новомучеников.
Даже если вы на своей страничке в соцсетях иногда размещаете краткое житие новомученика или просто перекидываете житие на свою страничку, вы вносите хотя бы малую лепту в святое дело, Бог не оставит такого человека Своей милостью. Молитвами новомучеников и исповедников Господь да помилует нас всех.
Галина Сиротинская, публицист
Свидетельство о публикации №226020701508