Философия и история

Люди прошлого и настоящего отличаются образом жизни, мировоззрением и отношением к окружающему миру, и смыслами, которыми они наделяют этот мир. Впрочем, российские философы (А.В. Смирнов и др.) уверяют, нет адекватного слова для перевода с русского языка понятия «смысл» на иностранные языки. Так, что как мы понимаем на русском, никто не сможет понять из иностранцев, даже если будет изучать русский язык всю жизнь. А как же быть тогда с общими для всего человечества темами?

«Темой этих лекций является философская всемирная история, т.е. не общие размышления о всемирной истории, которые мы вывели бы из нее и желали бы пояснить, приводя примеры, взятые из ее содержания, а сама всемирная история…  Для выяснения того, что такое философская всемирная история, я считаю необходимым прежде всего рассмотреть другие формы историографии. Вообще существуют три вида историографии:
a) первоначальная история,
b) рефлективная история,
c) философская история.
а) Что касается первой, то, чтобы тут же дать конкретный образ, я назову для примера имена Геродота, Фукидида и других подобных им историков. Эти историки описывали преимущественно протекавшие на их глазах деяния, события и состояния, причем сами они были проникнуты их духом и переносили в сферу духовных представлений то, что существовало вовне. Таким образом внешнее явление преобразуется во внутреннее представление. <…>
b) Второй вид истории мы можем назвать рефлективным. Это такая история, изложение которой возвышается над современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа. В этом втором виде истории следует различить совершенно различные подвиды. <…>
cc) Третьим подвидом рефлективной истории является критическая история: о ней следует упомянуть, так как именно таким образом преимущественно трактуется история в наше время в Германии. Здесь излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторических повествований и исследуются их истинность и достоверность… третьему виду истории, а именно к философской истории».
Гегель. Философия истории // в: Гегель. Сочинения. Т. VIII. Философия истории // filosoff.org

Как видно из приведенной выше обширной цитаты великого «упорядочивателя» истории, философия — это не хаотичный набор размышлений, а упорядоченная система, которая стремится объяснить мир через понятия (например, истина, бытие, свобода), категории (пространство, время, причина, следствие), методы (логика, диалектика, анализ).

По мнению Г. В. Ф. Гегеля, философия истории должна рассматривать историю в том виде, в каком она существовала, должна изучать факты и события и не допускать априорных вымыслов. Гегелевский пафос прогресса заставляет нас задуматься: а как понимали историю те, кто жил задолго до формирования европейской философской традиции?

В древних цивилизациях Египта, Вавилона и Шумера появились первые философы, хотя их не называли так никто, а идеи не были известны в достаточном объеме. Впрочем, здесь скорее следует именно о потерях, а не том, сколько и как было известно сокровенного, а было известно немало, достаточно упомянуть, что в Египте среди знающих людей были распространены религиозные и философские тексты. “Книга мертвых”, “Тексты пирамид” и “Тексты саркофагов” содержат глубокие размышления о жизни после смерти, природе души и смысле существования.

В Вавилоне и Ассирии также существовали религиозные и философские тексты, такие как “Энума элиш” и “Эпос о Гильгамеше”, которые затрагивают темы судьбы, смысла жизни и бессмертия. Из-за отсутствия прямых источников, сложно точно определить, кто именно был философом в этих цивилизациях и какие идеи они продвигали, думается, что вполне можно предположить, что в своих трудах неизвестные философы писали об еще более древних временах, где те в которых они жили, и черпали свои мысли.

Аристотель в Древней Греции опирался на широкий спектр источников, включая работы своих предшественников, таких как его учитель Платон, а также на собственные наблюдения и размышления. Он изучал историю, философию, естественные науки и другие области знаний, чтобы сформировать свою уникальную систему взглядов. Он включал в историю философии многих мыслителей, начиная с ранних греческих философов, таких как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Парменид, Сократ, Платон, и заканчивая своими современниками.
 
Он рассматривал и критиковал их идеи, развивая собственную философскую систему.  В своей работе “Метафизика” он убеждал в том, что мифологию следует воспринимать не как примитивное народное верование, а как философский инструмент для размышлений о боге и космосе.

В Китае, например, в период “воинствующих царств” (V-III вв. до н.э.) жили Конфуций и Лао-цзы, основатели конфуцианства и даосизма соответственно. В Индии в это время развивались различные философские школы, такие как буддизм, джайнизм и санкхья. В этот период возникли и получили развитие многие учения, которые до сих пор оказывают значительное влияние на человечество, такие как античная философия, зороастризм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм и другие.

Карл Ясперс назвал период между 800 и 200 годами до н.э. осевым временем, потому что именно в этот период произошли значительные изменения в мышлении и культуре человечества. Это было время, когда на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное и философское мышление, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.

Тысячелетняя эпоха начального всплеска и становления философии, значимой во всех человеческих сферах, от начала «осевого времени» (К. Ясперс) до философского падения «угасающей» Римской империи закончилась с началом Средневековья, теологически-объективно рассматривающей философию в роли «служанки богословия».

В XVII–XVIII веках наступил «Золотой век» европейской рациональности, где философия стала одной из ведущих сил, способствующих социальным и культурным изменениям. Иоганн Готфрид Гердер, немецкий писатель и теолог, историк культуры, является одним из самых известных специалистов по истории среди немецких классических философов.

Он разработал проект универсальной истории человечества, суммируя результаты космологии, биологии, антропологии, этнографии, истории, географии, чтобы изобразить поэтапное развитие человеческого рода.

Философская история, или философия истории, «означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее» [Гегель 1993: 63]. Общая задача философии истории заключается в том, чтобы познать, как осуществляется прогресс в его необходимости. Вопрос же о духе природы и философии освоения представляет собой один из глубочайших аспектов человеческого существования.

Ныне в философии современности происходят грандиозные трансформации, вероятно следует ориентироваться на синергийные элементы отображения многоуровневой и мультимасштабной социальной реальности. Традиции устного наставничества и изначального подражания и сейчас сохраняется в традиционных сообществах, и в восточных практиках обучения единоборствам. А вот в более интеллигибельных вещах такого нет.

Скорее можно заметить противоположное отношение, в котором в трамвае брошено-сказанное с иронией «философ» вызывает оживление и поддержку масс, и все радостно понимают сие означает не совсем указание на не совсем «нормального», безусловно очень далекого от реалий повседневности непрактичного человека.

Главная причина в том, что поиск нового всегда требует усилия в отличии от следования некому шаблону с ожидаемым хорошо предсказуемым результатом, сопровождаемого известным эффектом (эмпирией), где присутствуют понятные эмоции и, таковые обязательны, необходимы, но не дополнительны к теории и опыту, тому что всегда не бывает в достатке.

Так нужна ли нам история вообще, и в частности - история человеческого познания, рассматриваемого философией? Что нам дает прошлое в нынешнем веке информационного сверхозобилия?


Рецензии