4. Тогда же, Исмаил

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

Ногайский юрт кочевал по левобережью Волги между Казанским и Астраханским ханствами. Так уж повелось, что его правители были потомками беклярбека Едигея, поэтому носили титул биев и не могли занимать троны Чингисидов. Зато, обладая немалой силой, они влияли на то, кто именно из потомков великого монгольского завоевателя станет ханом в Казани и Астрахани.

Лишь три силы представляли для ногаев серьёзную опасность: из Средней Азии их вытесняли казахи; Крымский юрт зарился не только на Астрахань, но и на верховную власть над всеми частями распавшегося Джучиева улуса; а на северо-западе ногаи уже много десятилетий тягались с урусами за контроль за Казанью и признавать своё поражение не думали.

Поэтому помимо бия, который кочевал с большей частью племени близ казанских пределов, ногаи имели ещё двух больших вождей. Соправитель-наследник бия назывался нурадином. Он следил за тем, чтобы астраханские ханы не переходили под власть крымских владык. А за сдерживание казахов отвечал кековат — третье по значимости лицо.

Нурадином при бие Юсуфе был его младший брат Исмаил. Больше всего на свете он хотел занять место Юсуфа. Пока тот враждовал с урусами, Исмаил пятый год поддерживал с ними дружескую связь. За это нурадин периодически получал от Иоанна подарки. А его племя имело возможность сбывать в Москве лошадей. Последнее было наиболее важным, учитывая тот фактор, что другие крупные рынки для исмаиловых ногаев перекрыли казахи и крымчаки, а среди племени из-за засухи разразились мор и глад. Теперь Исмаил не мог просто так отказаться от союза с Иоанном. В таком случае уруский царь запретил бы торговлю на своих землях, а недовольные нурадином подданные отказали бы ему в своей лояльности.

Приверженность Москве приходилось доказывать реальными делами. Исмаил постоянно отвлекал Юсуфа от помощи Казани и похода в пределы Иоанна. Нурадин чувствовал, что их противостояние с братом приближалось к своему апогею. И помощь урусов была бы очень кстати. Просить Иоанна о помощи открыто мешала гордость. Однако во что бы то ни стало следовало сделать так, чтобы уруские воины оказались в районе нижнего Поволжья. Так легче было бы столкнуть их с Юсуфом.

Исмаил нашёл выход. Зная о том, что Ямгурчи Астраханский грубо обошёлся с московским посланцем, он отправил к Иоанну своего человека с предложением изгнать юсуфова ставленника и посадить на его место Дервиш-Али, который по милости Иоанна владел в настоящее время Звенигородом. Дервиш-Али уже занимал когда-то астраханский трон, но был изгнан Юсуфом и Ямгурчи. По мужской линии он приходился правнуком Ахмату, а по женской был племянником ногайским бию и нурадину.


Рецензии