Жизнь - сложная штука
Маргарита Львовна, гуляя по узким улочкам окраины небольшого израильского городка на севере страны, невольно ворошила память...
Тёплый денёк первой половины февраля 2026 выдался на славу: ни дождя, ни сильного ветра, когда сшибает с ног. Зимнее средиземноморское солнце было ласково и любезно, не то, что летом, когда всё горит от его безжалостных дневных лучей. Вечно зелёные пальмы разных видов местами меняли листву. Хотя в Израиле нет резких различий между четырьмя временами года, сезоны как-то отличаются друг от друга. В январе даже пришлось помёрзнуть в съёмной квартирке, так как системы отопления в домах нет, а температура по ночам опускалась до +8-10 и лили ливневые дожди со шквалистыми ветрами, молниями и громами, градом. Пришлось в дополнение к кондиционеру купить электрообогреватель. Ноги просто коченели в толстых шерстяных носках, привезённых из страны исхода, Луганской обл бывшей Украины...
Где-то опять расцвели розы, шиповник, фиалковое дерево. Цитрусовые как раз поспевали в это время и падали на землю спелые плоды лимонов и апельсинов, мандарин. Олеандры и акация(библейский ситтим) частично облетели. Оставшиеся на ветках олеандров листья напоминали чахлые, бесцветные лоскутки. Кое-где на земле лежали палые листочки, которые не успели убрать уличные рабочие. Трудно было сравнить ближневосточную зиму с каким-то конкретным временем года в Европейской части бывшего СССР... То ли сентябрь, то ли начало июня и всё равно не то, ой не то... Ни с чем не сравнимая израильская зима... Ещё месяц и она завершится. И полгода вообще не будет ни одного дождя, а то и дольше... И сколько прибавится работы у местных коммунальников... Полив и ещё раз полив.
А пока, наслаждаясь благоприятными условиями, пышно разрасталась луговая трава и цветки на пустыре: золотисто-жёлтые, фиолетовые, белые, голубые.
- Как быстротечно время, - разговаривала сама с собой Маргарита Львовна. - Как будто вчера прилетела в аэропорт Бэн Гурион спецрейсом из Кишинёва, который вывозил в порядке эвакуации евреев объятой пламенем войны Украины. И вот, четыре года прошло. Как будто одно мгновенье, спрессованное в камень жёсткими днями...
- А жизнь-то и пролетела, - подумала Маргарита Львовна. - 72 - это возраст.
Хотя ещё и не совсем старуха... Но и молодостью не назовёшь. И здоровье стало шалить. Давление, поясница, суставы, варикоз, периодически носовые кровотечения. Отменили микропирин, разжижающий кровь. А всё равно как-то опять после перепада давления пошла кровь. Но обошлось без Скорой. Всё-таки кровь быстро свернулась.
Нервы...Ох уж эти нервы: то бессонница, то необъяснимая смутная тревога с ощущением жара под ложечкой. Те лекарства, что принимала на Донбассе, в Израиле отменили. Изменили и диагноз "Биполярное расстройство" на "Генерализованное тревожное расстройство". Хрен редьки не слаще...
- Одна, совсем одна, - размышляла Маргарита Львовна. - Второго мужа, с которым прожили 14 лет, как брат с сестрой, похоронила в 2020. Такая нелепая скоропостижная смерть в результате несчастного случая. Что можно изменить? За всё золото мира не вернуть человека "Оттуда". О первом забылось уже давно. Всего три года совместной жизни. Развод по инициативе самой Маргариты из-за неоднократных супружеских измен... Да и работать не хотел. Промучилась... Всей-то и радости от первого брака - доченька 1980гр, красавица, умница, куколка. Вот уж и она не юная девочка: 45 отметила, юбилей. Муж, две прекрасные дочки 18 и 15 лет. Старшая совсем невестой стала, и парень у неё, и в армию скоро идти служить. В Израиле и девушки служат и даже некоторые - в боевых войсках... И служба считается у светского населения очень престижным делом.
У Маргариты Львовны все дела были переделаны и в этот день решила она отдохнуть от забот и хлопот. И семьи нет, а всё какая-то суета. Купить, приготовить, постирать, прибраться в доме, посидеть у компьютера, полистать новости, почитать Библию, помолиться... Как без молитвы?
Маргарита уже 25 лет жила в вере. Какой она была конфессии, никто, и она сама определить не смогли бы... Ближе всего душа тянулась к мессианским евреям, которые как мост между церковью и синагогой. Любовь ко Христу переняла и впитала от второго мужа, который был христианин. Да такой преданный!
- Одна? - снова переспросила себя Маргарита Львовна. - Как одна? - А как же Господь? Разве Он не рядом? Разве не Он - Надежда и Опора, Скала, Щит и Меч духовные, Пастырь добрый, который водит овцу стада своего к злачным пажитям и водам тихим?
Слёзы навернулись на глаза. Какое-то внутреннее томление не проходило. Думалось о приближении глубокой старости, о нежелании стать кому-то обузой.
- Хотя в Израиле не шибко дети и внуки возятся со старыми, беспомощными родителями, - подумалось Маргарите Львовне. - Широкая сеть пансионатов для лиц золотого возраста. Социального работника не дают до 80ти, если нет тяжёлой инвалидности. А стариков здесь много. Понятно. Средняя продолжительность жизни: мужчины - 81, женщины - 82. - Не прекращала беседы сама с собой женщина. - И рождаемость хорошая. Почти в каждой семье не менее троих детей. В семьях ультрарелигиозных, сколько Бог даёт, а это 10-12 и больше. В Европе столько не рожают... Государство же, в котором нет рождаемости, не имеет будущего. Религиозные не столько понимают, как Бога боятся. А светские понимают, ради чего живут.
Маргарита Львовна вспомнила недавно просмотренные в Ютубе ролики, в которых пропагандировалось одиночество, как путь к свободе и саморазвитию, в том числе и для молодых людей...
- Какое безумие! Какой эгоизм... Да, в отношении пожилых, похоронивших свою половинку, - вполне нормально. А молодым-то как жить одним? Это если ни семьи, ни детей, если ты не монах или монахиня, то как? Беспорядочные сексуальные связи без эмоциональной составляющей? Гражданский брак, гостевой брак? Или мастурбация? Или задавить в себе то, что предусмотрено природой?
Маргарита Львовна, устав от долгой ходьбы пешком, завернула в городской сквер, чтобы посидеть на лавке. А мысли не переставали одолевать её голову.
- Женщина ещё сможет. Мужчина вряд ли, если он здоровый человек. Больные - другой разговор. Но какой он процент больных? Большинство-то и женщин и мужчин имеют потребность... И без семьи - не то, нет опоры в жизни что ли... Если кризис семьи, общество больное...
На лавке напротив сидели двое: древний старик в чёрных очках в инвалидной коляске, видимо, незрячий, и мужчина лет 50ти, его социальный работник (метапель).
Возле пустынной детской площадки, так как был будний день, поблизости от карусели с разукрашенными лошадками грелись на солнышке на траве несколько бездомных кошек. Вошла в сквер женщина средних лет в тёплом спортивном костюме с маленькой, кудрявой белой собачкой на поводке.
- Тишина, - умиротворённо отметила Маргарита Львовна. - Даже истребители не летают. - А что там будет дальше с Ираном?
Вспомнилось, как бегала в убежище в июне 2025 во время двенадцатидневной иранской войны. Сигнал на смартфоне от службы тыла, ещё до воя сирены. И днём, и ночью, и вечером, и на рассвете... С балистикой шутки плохи! "Хорошо", если убьёт, а если калекой станешь на всю оставшуюся?
- Инстинкт самосохранения - всё-таки очень мощный инстинкт, природный, - прикинула Маргарита Львовна. - Всё живое зависимо от него, а не только человек. - И инстинкт продолжения рода - тоже. Только люди его умаляют. Секс давай, а детей не надо... Или единственного ребёночка в семью приведут и точка... Эх... Кто хочет, тем порой Бог не даёт, а кто не хочет...
И мысли остановились на миг... После вспомнилась собственная юность, учёба в институте, молодые годы, нелёгкая работа на полторы ставки, первое замужество в 28, рождение ребёнка, бессонные ночи, нездоровье после развода, больницы, врачи... Исковерканная жизнь в течение 25ти лет, когда всё было совсем беспросветно. Этот русский мужчина с Библией в руках, с которым расписались после шести лет знакомства. Обоим было уже за 50... По-настоящему Маргариту никто не любил. Просто выходила замуж, потому что одной было невмоготу. В 28 хотелось родить и чтобы у ребёнка был законный отец. В 50 с хвостиком, когда уже не стало родителей, а дочь отправил перед своей смертью в Израиль по программе дед, не получалось самой выживать... Работа-то по специальности была давно и навсегда потеряна... А тут интеллигентный мужчина, самостоятельный и не бедный, предлагает белый брак. Почему нет, тем более, если он нравится?
- С войной всё потеряла, что нажила за жизнь, - опять подумала Маргарита Львовна. - Но не я одна. Таких миллионы...
Ностальгия по родному Донбассу, где прожила последние 40 лет, не покидала, несмотря на течение времени. - Когда убегаешь от дикой бомбёжки, от полного хаоса в городе, где невозможно достать жизненно важные лекарства(с едой и холодом перебилась бы как-то), не думаешь ни о квартире, ни об имуществе. И с собой много не увезёшь, тем более с сорванной поясницей. Думаешь, что это не надолго, ну на сколько-то месяцев, полгода, год, что вернёшься...
А оно не заканчивается и за 4 года... И неизвестно, закончится ли вообще в обозримом будущем...
На Луганщине почти 4 года власть РФ.
В городе Маргариты, который в 20 км от линии фронта, ни Интернета, ни, соотетственно, мобильной связи, ни медицины, ни отопления четвёртую зиму... И коммендантский час. Дом, в котором жила, сильно пострадал и сегодня - на капремонте. Связи нет, чтобы узнать подробности.
- Бог дал и Бог взял, - вспомнились слова Иова из книги "Иов" Ветхого завета. За всё благодарите. Бог поругаем не бывает. Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах...
Мысли кружились, как рой пчёл и жалили-жалили. И уже даже не было больно, потому что от того, что разрушалось не раз, ничего не осталось...
Зазвонил мобильный телефон, прорываясь знакомой мелодией через дамскую сумку, в которой лежал.
- Алло! Риточка, алло! Это Таня, да-да, из Кармиэля.
- Слушаю.
- Ты как-то спрашивала, Рита, можно ли въехать в Россию по израильским документам при том, что у тебя есть ещё и украинское гражданство.
- Ну?
Маргарита Львовна уже 4 года не покидала Израиль и ей так хотелось куда-нибудь съездить, поменять обстановку. Поскольку не знала английского, никуда кроме России ехать не решалась. В РСФСР прошли студенческие годы, проработала 9лет по распределению, испытала счастье материнства. Тяжёлая болезнь, постигшая после развода с первым мужем, подняла с места. Сама так плохо себя чувствовала, что пришлось вызывать отца, который приехал и забрал. Шёл 1984 год. Маленькая доченька находилась у родителей на Донбассе, ещё украинском и советском. Была одна страна СССР!
Маргарита Львовна украдкой вытирала слёзы, стараясь не высовываться из тени высокого, могучего олеандра, под которым сидела на лавке.
- Да, - подумала она. - Видно, было мне на роду написано пройти именно такой путь, столько пострадать, чтобы найти Бога. Иначе так и осталась бы атеисткой. У меня был гордый характер...
- Так вот, - продолжила Таня на противоположном конце, - очень рискованно израильтянам въезжать в РФ по израильским документам. Компьютер покажет, что ты из ЛНР, которую РФ считает своей территорией.
- И что?
- А то, что впустить в Россию тебя ещё могут после собеседования и проверки телефона. А вот назад не выпустят, пока не оформишь российские внутренний и загранпаспорт. И это может продлиться не меньше месяца, если повезёт.
- Вот это новость, - опечалилась Маргарита Львовна. - Израиль допускает пребывание заграницей не более 72 дней. В противном случае блокируется банковская карта...
- И я тебе говорю! Нечего рисковать. Хотела ты с подругой по институту встретиться в Питере, куда она прилетит к дочери из Иркутска. Не виделись почти 50 лет, но всё это время держали связь...
- Ну да! Я и Даркон уже сделала(изр загранпаспорт).
- Должна тебя разочаровать, Рита! - Без российского паспорта делать тебе в РФ нечего! Или хочешь в свои годы инфаркт получить, мытарствуя по инстанциям?
- Выходит, путь мне в родной дом заказан, если такие пироги?
- Хочешь вернуться в свой город, рискни. Тогда в Израиль не сможешь попасть назад. У тебя вроде склонность к депрессии? Такие дрязги не для тебя... Не веришь, спроси у Гугл.
Маргарита Львовна плелась домой расстроенная с поникшим взглядом. Они с подругой из Иркутска уже договорились о встрече в Санкт Петербурге в середине апреля 2026.
А мечта лопнула, как мыльный пузырь...
- А, может, просто так сильно хочется, потому что нельзя... Было бы можно, то и охоты особой не было бы. Сколько лет прошло. И мирные были годы. И не думала ехать на встречу. А это приспичило... Как же сладок запретный плод...
Начало вечереть. Большое красное солнце садилось, спускаясь за линию горизонта, окружённое розовой аурой. Сумерки на Ближнем востоке сгущаются быстро и кажется, что время летит ещё быстрей... Придя домой, открыла компьютер и Гугл подтвердил то же, что озвучила Татьяна из Кармиэля: Рискованно. Выехать назад без российских документов будет проблематично.
Жизнь такая прекрасная, но такая сложная штука...
Свидетельство о публикации №226020700022
Хотя мы с видом на жительство живем...
Но его еще и получить проблема.
С уважением,
Эдуард Дождливый Четвёртый 07.02.2026 23:10 Заявить о нарушении