Музыка в свете знания Махариши

Музыка в свете знания Махариши

«Музыка не только в нотах, но и в тишине между ними»
Вольфганг Амадей Моцарт

Что такое ноты, все мы знаем. Это звуки, звуковые вибрации. А что такое тишина между нотами? Это паузы. Но почему Моцарт называет их тишиной? И почему чередование звуков с тишиной пауз между ними лежит в основе не только музыки, но также нашей речи, которая состоит из отдельных звуков, то есть звуков, отделенных друг от друга паузами тишины? Другими словами, мы хотим понять, существует ли какой-то образец, структуру которого повторяют как музыка, так и речь? На этот вопрос мы и постараемся найти сейчас ответ.

Чтобы понять смысл любого явления, надо понять природу его источника. Современная наука и древнейшее на Земле ведическое знание сходятся в том, что единый источник всего, что существует, включая человека и его художественное творчество, — это самый глубокий уровень нашего сознания — чистое трансцендентальное сознание.

Чистое трансцендентальное сознание, будучи сознанием, осознает. Будучи чистым, оно осознает исключительно само себя. Осознавая себя, оно порождает внутри себя вибрации. Вибрации чистого трансцендентального сознания, усиливаясь, принимают разные формы, то есть все виды сознания и материи. Сначала вибрации чистого сознания становятся звуками. Затем из звуков рождаются слова. Слова складываются в гимны. И когда звуки этих гимнов записали буквами, то получилась книга под названием Веда, что в переводе с санскрита значит знание. Поэтому, Веду надо не читать как книгу, а произносить и петь, распространяя вибрации чистого сознания в форме мелодий и звучащих слов.

Многовековая традиция личных опытов людей и научные факты говорят о том, что основное состояние чистого трансцендентального сознания – это покой. Абсолютный покой и тишина. Махариши сближает вибрации Веды, то есть чистого трансцендентального сознания, в первую очередь с музыкой. А почему именно с ней, а не с живописью или каким-то другим искусством? «Художественное течение чьего-либо сознания выражает себя в речи, а музыкальная мелодия – это высший уровень речи. Несмотря на то, что существует огромное сходство между искусством и музыкой, мы можем утверждать, что музыка — это душа всего искусства, потому что она течет все дальше, дальше и дальше. Она вечно в волнах. И мы готовы насладиться этим выражением: Музыка – это наиболее универсальное из искусств. Это прекрасно» - так говорил Махариши.

 Музыка является универсальным искусством по той причине, что она сохраняет природу вибрации на всех уровнях, включая самый поверхностный. Все, что существует, включая все виды материи, родилось из вибраций чистого трансцендентального сознания, Абсолюта. Поэтому все формы и все вещи на самом основном своем уровне представляют собой вибрацию.

Ученые, которые изучают природу, называют его Единым полем всех законов природы; поэты, художники и музыканты — вдохновением и озарением; философы — Абсолютом; святые и пророки- откровением, а мы используем для этого такой универсальный термин, как чистое трансцендентальное сознание. Основное состояние чистого трансцендентального сознания – это покой, внутренней природой которого является его собственный динамизм. Именно по этой причине Моцарт сказал о музыке такие поистине пророческие слова: «Музыка не только в нотах, но и в тишине между ними».

Слова Моцарта, жившего в XVIII веке, эхом отзываются в стихах поэта XX века Томаса Элиота:

Слова, отзвучав, достигают
Молчания.
Только формой и ритмом
Слова, как и музыка, достигают
Недвижности древней китайской вазы
(Бернт Нортон из поэмы “Четыре квартета”)

На этом совпадения не заканчиваются. В письме к отцу Моцарт писал: «У меня и голова, и руки так заняты третьим Актом, что не будет ничего удивительного, если я сам превращусь в третий Акт». Элиот вторит Моцарту и на этот раз. В стихотворении Драй Селвэйджес из той же самой поэмы «Четыре квартета» Томас Элиот пишет о том, что человек, который слушает музыку, сам становится этой музыкой:

В музыке, слышимой столь глубоко,
Что ее не слышно: пока она длится,
Вы сами — музыка.


Люди, отделенные друг от друга веками, описывают чистое трансцендентальное сознание одними и теми же словами, образами и мыслями. Потому что чистое трансцендентальное сознание – это объективная реальность, из которой возникли все виды и проявления жизни, и которая познается человеком как самый глубинный уровень его личного субъективного сознания. Чистое трансцендентальное сознание — это единственный уровень реальности, где объективное и субъективное полностью совпадают друг с другом, потому что это объективная реальность Бытия, которую человек познает внутри своего сознания и которая таким образом становится частью субъективного опыта каждого отдельного человека.

Мы живем в такое время, когда знание о фундаментальном уровне реальности, то есть о нашем собственном трансцендентальном сознании, постепенно выходит на передний край жизни и науки. Не удивительно, что музыка Моцарта, рожденная опытом чистого сознания, начинает все чаще восприниматься и оцениваться с точки зрения ее влияния на сознание и работу мозга человека.

Выясняется, что музыка Моцарта влияет на работу нашего мозга и сознания в том же направлении, что и практика Трансцендентальной медитации Махариши. Как показали научные исследования, музыка Моцарта улучшает здоровье, развивает ум, совершенствует работу мозга. То же самое, только в гораздо более широких масштабах делает Трансцендентальная медитация Махариши, дающая возможность каждому человеку получить прямой личный опыт того уровня сознания, из которого родилась музыка Моцарта.

Искусство, как и любая истинная ценность, в определенном смысле представляет собой загадку. Загадка или даже тайна музыки — в силе ее воздействия на человека. Знание Махариши неслышно приоткрывает завесу над тайной музыки, не нарушая живой тишины ее источника — чистого трансцендентального сознания.

Из статьи: Ирина Крайнева


Рецензии