Денеб 6. Долгота 50. Река

 От
http://proza.ru/2024/01/03/52
http://proza.ru/2024/01/04/104
http://proza.ru/2024/01/23/314
http://proza.ru/2024/01/26/614
http://proza.ru/2024/12/03/1100


-Бабушка, а можно мне на речку?
- Не речка, доченька, а   Р е к а !
Диалог приезжей девицы Леночки с бабушкой своей Екатериной


                Судьба этой реки тесно связана с историей многих европейских и азиатских народов. Протекая на условной границе двух континентов, она долгое время являлась как бы входом  Азии в Европу, в то же время давая пристанище ираноязычным кочевым скотоводческим племенам.

                Самое раннее упоминание о реке имеется в сочинениях Клавдия Птолемея (около 87-165 гг.) как о реке Дайкс, что созвучно названию реки - Яик, как его именовали ранее. Название состоит из двух корней: «яй» - тихое, спокойное и «ык» - течение. Второе толкование гидронима: «яйылмак» - расширяющийся. Во время весеннего половодья река выходит из берегов и широко разливается (кое-где на несколько километров в ширину). В источниках имеется следующее упоминание реки: переплавлявшийся через «реку Джайх» в начале мая 922 года араб Ибн-Фадлан был свидетелем мощного разлива реки Яик: «...Это самая большая река, которую мы видели… и с самым сильным течением...».

                На протяжении всей своей истории древние кочевники имели экономические и культурные связи с соседними странами того времени. Ещё античные  мыслители  знали об этих землях.

                В четвёртом веке до нашей эры на берегах Реки появляются полчища гуннских воинов. Их вторжение открывает длительную эпоху продвижения кочевых народов на запад, называемое великое переселение народов. Вслед за гуннами  через степи приречья, как по широкой дороге двигаются авары, тюркуты, печенеги, торки, кыпчаки-половцы.
                Здесь один за другим возникают могучие союзы степных кочевников. А в начале второго тысячелетия нашей эры волго-уральские народы устанавливают связи с арабскими связями которые из единичных становятся постоянными.

                В начале тринадцатого века на берегах степной реки появились монголы. К этому времени и относится первое русское упоминание о реке.
Огромное монголо-татарское войско пересекло степи и двинулось на завоевание Европы. После победного захвата русских земель монголо-татары основали на нижней Волге новое государство- Золотая Орда. Бассейн Реки стал частью его территории.
Вновь ожили караванные пути. А Золотая Орда завела обширные экономические связи на огромных пространствах Евразии.

                Но первые победы русских воинов подорвали могущество золотоордынских ханов. На развалинах уже Золотой Орды возникли Казанское, Астраханское, Сибирское ханство и Ногайская Орда. В середине шестнадцатого века Ногайская Орда признала свою зависимость от Московского государства. Однако отношения Орды с русскими продолжали оставаться напряжёнными. В 1580 году большой отряд казаков, воспользовавшись уходом основного ногайского войска полностью разгромил торговый пункт Сарайчик -столицу огромного ханства, простиравшегося от Волги до Иртыша, от Каспия и Арала до Тюмени. Начался закат Ногайской орды. Этому способствовали появление в Северном Прикаспии новых кочевых народов – калмыков и первых казачьих поселений на Реке.

                К 1584 году несколько сотен  казаков захватило земли  вдоль реки Яик. В соседстве новых поселенцев кочевали некоторые татарские семейства, отделившиеся от улусов Золотой Орды и искавшие приволья на берегах того же Яика. Сначала оба племени прямо враждовали между собою, но впоследствии времени вошли и в более деловые сношения: так казаки стали получать и сговором да и разбоем себе жён из туземных родов.

                Живя набегами и захватами чужих земель, окружённые племенами, желавшими отомстить и отбить свои земли, казаки чувствовали необходимость в сильном покровительстве и в царствование Михаила Фёдоровича послали от себя в Москву депутацию просить государя, чтоб он принял их под свою высокую руку.
 Поселение казаков вдоль Реки было завоеванием, коего важность была столь очевидна, что царь пожаловал им грамоту на Яик, отдав им её от вершины до устья и дозволяя им набираться на житьё вольными людьми.

                С той поры вплоть до 1917 года все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и на участие в выборах атаманов и войсковой старшины.

                Сама же Река издревле славилась своими рыбными, особенно осетровыми богатствами.
П.С. Паллас в XVIII веке писал в своей книге: «В реке Яик обыкновенно водятся осетры, белуги, шипы (особливой род осетров, которые по своей гладкости и острому носу так названы), севрюги, стерляди, сомы, сазаны и белая рыбица, а из малых и простых рыб суть щуки, судаки, бершики, лещи, голавли, чехонь и множество мелкой рыбы… Все сии рыбы ходят стадами, а особливо севрюг бывает в Яике такое несказанное множество, что при Гурьеве ясно видеть можно в воде тьму оных. Все козаки уверяют, что прежде сего при Яицком городке сделались от сильного напора рыбы проломы в проведенном чрез реку учуге или заколе, и принуждены были поставить на берег пушки для прогнания рыбы пальбою».
                Побывавший же на Волге голландский парусный мастер Стрюйс писал о дешевизне рыбы: «Рыба и мясо продаются в Астрахани за ничтожную цену. Крупный осетр или карп в 30 фунтов весом, или 25 сельдей, таких жирных, каких я никогда не видел в Голландии, стоят один стейвер.

(Стювер (стейвер) (нид. stuiver) — серебряная, позже медная монета и разменная денежная единица Нидерландов и нидерландских колоний.  20 стейверов составлял 1 голландский гульден)


                Вообще хозяйственное управление территорией уральского казачьего войска носило общинный характер и включало  организацию земледелия, рыболовства, животноводства и торговли. До 1917 года войско оставалось единой земельно-речной общиной: земля и рыбные угодья считались собственностью всего войска, и каждый казак имел право пользоваться дарами природы на всей его территории.
 
                Войсковым общественным хозяйством управляло войсковое хозяйственное управление, состоявшее  из председателя (старшего члена по назначению от правительства), двух советников;  и казначея - уж который избирался особым войсковым собранием из генералов, штаб-офицеров и чиновников Уральского казачьего войска.

                Направления хозяйственной деятельности в различных районах войска определялись климатическими и географическими особенностями местности.
 С станицы в верховьях Урала (от города Калмыкова до Илека) практиковали земледелие, скотоводство и отчасти рыболовство.

                Вообще, из-за того  что часть войсковых земель не подходила для обработки  земледелие не было  основным занятием и имело некоторые особенности:
- каждое казачье хозяйство имело право занимать в своё пользование 20 десятин (22 гектара) пахотной земли, там где она была свободной;
- луга делились и косились одновременно для всех в станице, рубки леса совершались только в установленные сроки.
- на землях, где урожай выращивался на продажу, работали не столько казаки, как мужики, то есть  сезонные наёмные работники из числа крестьян соседних губерний.
Вниз же по Уралу (до города Гурьева) главную роль играли скотоводство и рыбная ловля как основная отрасль казачьего хозяйства.

                Рыбу же ловили в водах Урала, его притоков, в озёрах и в Каспийском море. Это  было круглогодичное занятие жителей: непосредственно на Яике она длилась около восьми месяцев с перерывом на летний период (с начала июня до 15 августа), когда устанавливался запрет на вылов рыбы, связанный с икрометанием, и с ноября до установления ледостава, после которого начинался зимний лов.

                С XIX века стали издаваться войсковой канцелярией, позже — хозяйственным правлением -  ежегодные правила ведения рыболовства.  С 1894 года в составе войскового хозяйственного правления была учреждена должность войскового техника рыболовства (единственная на тот момент в Российской империи), в обязанности которого входила забота об улучшениях в организации местного рыбного промысла. 

                Существенно отраслью сельского хозяйства являлось и коневодство да скотоводство.
                Летом кони паслись и ночевали в степи, а с наступлением холодов их переводили в зимовники, где кормили сеном, смешанным со снегом, и потому не поили. Подобным же образом выращивали баранов: кура баранов, насчитывавшая 500 голов, на зиму загонялась во двор, под лёгкий навес.

                Садоводство же и огородничество велось при реках и пресных озёрах, где можно было пользоваться водой для орошения. Казаки редко занимались торговлей, предоставляя это иногородним. В их ведении находились все коммерческие предприятия и вся торговля, включая и мелкую розничную.
 
                При этом что Яицкий городок лежал на древнем караванном пути, и казаки всё же торговали со среднерусскими городами и среднеазиатскими купцами.

                А вообще-то район тяготеющий к Уралу-реке, состоявший из весьма разнородных элементов, представлял богатые возможности и для охотников. Так, в северной части, кроме степных животных, в более или менее обширных островках леса, находили себе приют тетерев, местами даже рябчик (последний в виде исключения). Необъятные глинисто-солончаковые степи, на севере ковыльные, на юге солончаковые, и сыпучие пески питали стада куланов и сайгаков, местами джейранов, дроф, стрепетов,  сурков, сусликов, лисиц, корсаков и хорьков. Множество водоемов - то соленых, то пресных - рассеянных преимущественно в южной, более низменной полосе были заселены всевозможными видами водяной дичи: - утками, гусями, лебедями и многими другими. Лески и камыши по долинам рек и берегам озер имели своеобразную богатую фауну, характерными представителями которой были кабан и фазан. В общем можно сказать, что охота в степном районе всё же не была источником дохода, а в большой степени забавой не столько для жителей, сколько для приезжей элиты из центра страны.

                В связи с так вот кратко здесь представленной   историей этого края, интересно, что казацкого происхождения Иван Еремеевич, возвратившийся с первой империалистической, взял в жены девицу - уже воспитывающую десяток своих по разному осиротевших племянников, и до старости называемой ими нянькой. А уж он-то сам, ожидая призыва на вторую мировую войну, отправился на некоторое время в колхозную степь, откуда и прибыл с целым мешком гречневой крупы. Эта крупа, да повседневная ещё тыква, и составляли весь рацион его семьи из числа, стремительно за предшествующие полвека обедневшего здесь, советского народа  - вплоть до самой  победы в Великой Отечественной Войне. Иван же пропал без вести на полях сражений.
 Но так мы переходим уж к следующей главе моего исследования этой локации под звездой Денеб.

07.02.2026 12:57

Продолжение на
http://proza.ru/2024/10/26/211


Приложение в порядке иллюстрации

http://proza.ru/2019/03/18/1102  Русалка   
http://proza.ru/2019/04/21/189   Про Русалку, Тёху и Мураху 
http://proza.ru/2025/04/11/923   Красноармеец Иван Еремеевич и сын


Рецензии
Чудесный рассказ о чудесной реке.Кого только ни видела,чьи только ноги и лица она омывала за время своего существования! Если бы она могла говорить сказала бы огромное Вам спасибо за память! Успехов и здоровья! С теплом

Андрей Эйсмонт   07.02.2026 15:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.