Когда мы нужны друг другу. Глава 3. Первая подруга

  Когда Марине исполнилось три года, папа по дороге на работу отвёл девочку в детский сад. Марине там понравилось. Воспитательницы  были строгие, но не злые. Особенно нравилась Марине Дуся Павловна. Она была молодая, красивая, на голове у неё была не обычная причёска, как у мамы, или завивка, как у тётечки,  а цветастая косынка, завязанная по-особому надо лбом.  Другая воспитательница была больше похожа на бабушку. Звали её Софья Иосифовна. Все дети её немного побаивались. Она строго следила, чтобы все дети спали во время тихого часа. Спали все на деревянных раскладушках. Раскладушку для Марины сделал её дедушка, который работал на заводе и всё умел.

 Однажды  после дневного сна Марина  стала неумело завязывать шнурки на новых чёрных туфельках. Рядом стояла Софья Иосифовна. Марина подошла к ней и робко попросила:
- Завяжите мне, пожалуйста, шнурки на бантик.
- Ты, Марина, уже большая девочка, - сказала воспитательница, - Ты должна сама завязывать шнурки.  Марина запомнила это на всю жизнь.

 Дуся Павловна всех детей называла ласково: Олечка, Мариночка, Валечка. Она играла с детьми во дворе, собирала всех в большой круг. Дети брались за руки и водили хоровод. Тогда и появились у Марины первые подружки Идочка и Аллочка. Детский сад вскоре переехал в новое помещение на другую улицу.  В этот садик Марину водила мама. Она, как и папа,  работала врачом, но  совсем рядом, в детской консультации. В новом садике дети спали уже не на раскладушках, а в настоящих металлических кроватках. Марина и её подружка Ида спали во время тихого часа рядом. И оказалось, что Ида живёт совсем не далеко от детского садика, во дворе аптеки. Вскоре Ида привела Марину к себе домой.

 Она жила с мамой и бабушкой. Маму её звали Клара Ефимовна, и она работала провизором в аптеке. Слово "провизор" Марина услышала впервые, но часто видела маму Иды, когда она выдавала лекарства через специальное окошко. А иногда видела, как Клара Ефимовна в отдельной комнате сидит за столом и развешивает порошки на специальных весах с маленькими чашечками. Мама у Иды была весёлая, когда улыбалась, то смешно морщила нос. Бабушка была старенькая, морщинистая, неразговорчивая, ходила во всём тёмном, с полосатым фартуком. Она часто сидела на табуретке во дворе и читала толстую старинную книгу. Позже Марина узнала, что это молитвенник.

  Комната, где они жили, была маленькая. Посередине стоял большой стол, накрытый клеёнкой. На нём всегда лежали сбоку газеты и разные таблетки. Напротив двери на стене висели два больших портрета. Позже Марина узнала, что это родные братья мамы, которые погибли на фронте. И ещё оказалось, что папа Иды умер, когда ей было два года. Через несколько лет, когда девочкам уже разрешали самим ходить по улицам, Ида повела её через мост по улице Уварова к двухэтажному дому из красного кирпича и сказала, что в этом доме они жили раньше, ещё до войны. Тогда Ида ещё не родилась, но у неё была старшая сестра, которая умерла в эвакуации. А папа всегда болел, и его не взяли на фронт. 
 
  Девочки так сдружились, что им не хотелось расставаться даже по воскресеньям. Стали ходить в гости - в одно воскресенье Марина к Иде, в другое - Ида к Марине. А потом они всё никак не могли расстаться и провожали друг дружку "До угла". У Марины было веселее, потому что они играли втроём, ещё с сестричкой Ларисой.   Марина была всего на месяц старше, но в школу она пошла на целый год раньше Иды. И девочки по-прежнему дружили, только виделись уже не так часто. Летом Марина любила приходить к Иде, чтобы покататься на качелях. Это были самодельные качели - толстая верёвка висела на ветке ясеня совсем рядом со входом в квартиру.  Во дворе было весело играть в жмурки, прятаться за сараями и в других укромных уголках. А зимой  или в дождливую погоду они играли в лото. Большая красная коробка лото доставалась со шкафа. На карточках были нарисованы разные звери, а на обратной стороне надписи были на трёх языках - на русском, английском и французском.

 Когда они стали старше, Ида приходила к Марине и звала её в кино.  Марина с большой неохотой отрывалась от интересной книги и шла с подругой в кино. На дни рождения они обязательно ходили друг к дружке с подарками. Это были всегда книги или альбомы для фотографий. Такой небольшой альбом в твёрдом переплёте остался у Марины на всю жизнь. И дружба оказалась на всю жизнь. Но не всегда всё было гладко в их отношениях. Вместе однажды были в пионерском лагере в Одессе, когда Марина перешла в 9-й класс, а Ида - в 8-й. Пионерский лагерь для детей медицинских работников находился далеко от вокзала, в Черноморке.  Туда добирались трамваем №29 и всю дорогу стояли, потому что им было стыдно сидеть, когда рядом стоят пожилые люди. В лагере было интересно, появились новые друзья и подруги. Тут между подругами как будто пробежала чёрная кошка. Оказалось, что у них разные взгляды на многие вещи. Например, когда к Марине приезжала тётя и привозила что-то вкусное, Марина делилась с девочками их отряда. А Ида считала, что это неправильно, сердилась на Марину. Они то ссорились, то мирились.
 
   Тогда, в лагере, Марина не понимала Иду. Но спустя годы часто вспоминала, как однажды сидела на кожаном диване в комнате у Иды, а её мама пила чай, раскалывая кубик сахара рафинада на крошечные кусочки, чтобы его хватило на этот стакан чаю и, возможно, ещё на вечерний чай. У Марины папа работал главврачом детской больницы, мама тоже работала врачом. Даже дедушка работал на заводе, получал пенсию и зарплату. А у Иды не было папы, работала одна мама. Жили они очень скромно, Ида это понимала, а Марина пока не понимала.
 
 Когда Марина училась в десятом, а Ида в девятом классе, у них оказались разные интересы. Ида ловко каталась на коньках, а Марина ещё в девятом сильно подвернула ногу, неделю не ходила в школу, о коньках не могло быть и речи. Марина всё свободное время проводила над книгами, а у Иды появились знакомые мальчики, которые ей нравились.
 Они  оставались подругами, только обеим не очень хотелось откровенничать, как раньше, когда они были детьми.
  Марина поступила после школы в педагогический институт, а через год туда поступила Ида. И замуж они вышли в один год, но Ида - на три месяца раньше.
 Она вышла замуж за молодого лейтенанта, который служил в Балте в ракетной части, а потом поступил в Ленинградскую военную академию. Теперь подруги виделись редко, но писали письма, обменивались фотографиями. И летели эти письма то в Ленинград из Одессы, то из Одессы в Ленинск, а потом в Киев.  Летом обязательно встречались уже семьями, обычно у Марины в Каролино-Бугазе.  У Марины подрастали сын и дочка, а у Иды две дочки. Выйдя в отставку, муж Иды с семьёй поселился в родном Киеве, купили они квартиру. Всё вроде было хорошо, но спустя двадцать лет после свадьбы муж вдруг ушёл к другой женщине, уехал жить в Одессу.

 Дочка Марины поступила в Киевский педагогический институт. Когда Марина или её муж приезжали в Киев, то останавливались у Иды.
Тут развал СССР, пришли ужасные девяностые, когда надо было выживать. Ида с мамой и дочками стояли на какой-то улице около Владимирского рынка и продавали за копейки стаканы, одежду.  Дочки вышли замуж, и сначала младшая Дина, а за ней и старшая Лиза решили уезжать в США. Продали квартиру  и все вместе с бабушкой Кларой Ефимовной уехали в марте 1994 года. Теперь подруги продолжали общаться в письмах, которые шли долго.
  Когда у Марины вышла первая небольшая книжка стихов, Марина, конечно, послала её подруге в Сан-Франциско.
 А годы летят! Выросли дети, пошли внуки. Вот уже и внуки выросли. Младшая внучка Марины Катя после окончания  университета решила побывать в Америке. Очень понравился ей штат Калифорния, Кремниевая долина с её многочисленными возможностями в учёбе и в работе . Живёт у тёти Иды, посещает бесплатно интересные лекции в Стэнфордском университете, участвует в различных конференциях и пишет Марине:  «Бабушка, большое тебе спасибо за то, что у тебя такая замечательная подруга детства!».         


Рецензии
Здравствуйте, Рита!

Читала Ваш рассказ с особым удовольствием. Так много вспомнилось из своей жизни...
Мой дедушка, мамин папа, тоже был провизором, работал в аптеке, и это слово знакомо мне из детства. А ещё у меня есть подруга детства (Вы, наверно, читали мой рассказ о ней). К сожалению, жизнь разлучила нас и мы оказались по обе стороны окенана. Но любим друг друга по-прежнему и общаясь, не чувствуем ни времени, ни разделяющих нас тысяч километрор...

Вы так обстоятельно и уютно пишете со всеми милыми подробностями, что хочется, чтобы рассказ никогда не кончался. Зелёная кнопка.

С теплом и уважением,
Ада

Ада Цодикова Горфинкель   18.02.2026 07:34     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам, Ада, за такой теплый отзыв!
Жизнь такая сложная, что лучших друзей теперь разделяют не только страны, но и океаны. К сожалению, мы можем видеться только с помощью смартфона.
О Вашей подруге найду и прочитаю.
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   18.02.2026 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.