Путешествие к мечте. Начало маршрута
это мечта в чистом виде.
Агата Кристи
О музе дальних странствий
Перебирая старые чёрно-белые фотографии и выцветшие слайды, я вспоминала прежние семейные путешествия по нашей стране. Побывали мы в Литве на озёрах, в Коктебеле, в Джанхоте, в Светловодске на Днепре, да много ещё где побывали. И не скучали в этих местах вроде, и природа нам нравилась. Быт, правда, был скудный, просто таки суровый быт: палатка, примус, спальные мешки, раскалённый асфальт кемпингов...
Как легенду слушала я рассказы свекрови о путешествии на комфортабельном теплоходе «Победа» вокруг Европы или о круизе по Дунаю с заходом в столицы шести придунайских государств. Слушала и мечтала, брала атлас и мысленно путешествовала. Мысленно, потому что до выхода на пенсию я, как и многие мои коллеги, была невыездной. - Скорее бы пенсия! - думала я.
И вот уже много лет я с моими давними подругами ежегодно отправляюсь в автобусное путешествие, подчиняясь зову ильфо-петровской музы дальних странствий. Как это происходит? Вскоре после очередного тура что-то начинает как будто сосать под ложечкой, какое-то томящее чувство. Как сказано у Маяковского, «...ни щи не радуют / ни чая клокотанье», зато прежние путешествия предстают сплошным праздником. В течение года исподволь созревает маршрут путешествия, при встречах с подругами идёт обмен идеями и формируется команда.
Обычно это компания из трёх-четырёх единомышленниц, женщин не очень молодых, но забывающих о своих годах, не боящихся многочасовых автобусных переездов, способных, как космонавты, к длительному взаимному общению и проверенных на деле. Наконец, идеи и мечты приводятся к общему знаменателю, и начинается поиск подходящего тура в Интернете. И вот тур найден, отпуск получен, вот, собственно, и всё. Остальное: деньги, переговоры с турфирмой, закупка сухого пайка, проверка заслуженных чемоданов и оправдания перед оставляемыми родными – это уже, как во сне. Мысли уже далеко-далеко!
Всю минувшую зиму мы с Татьяной Ефимовной Герасименко мечтали повидать сказочный замок Нойшванштайн в Баварии. Как ни странно, но замок этот знаком всем с детства: Уолт Дисней, восхитившись сказочным замком, срисовал его и поместил в нём Белоснежку. А теперь он стал настоящей звездой документального кино! О нём и о его романтическом хозяине сняты красочные фильмы, так что было отчего размечтаться. И мы размечтались так сильно, что решили не откладывать свидание с замком на осень, а отправиться к нему уже в апреле. Ещё одна путешественница, Алла Ивановна Прокофьева или просто Аллочка, с которой мы ездили в тур «Европа плюс отдых в Испании», присоединилась к нам.
Из множества предложений мы выбрали автобусный тур «Бавария плюс Швейцария», потому что Швейцария – это хорошая добавка к Баварии и Нойшванштайну. Так мы думали, но оказалось наоборот: Бавария стала добавкой к Швейцарии. Но расскажу по порядку.
В городе лужицких сербов
15 апреля мы пересели в Бресте из поезда в большой экскурсионный автобус с двумя водителями и нашей симпатичной сопровождающей Ириной Варен и покатили уже знакомыми дорогами по Польше. Весна в Польше была похожа на нашу, дороги – тоже, разве что домики вдоль дороги не закрыты глухими заборами, меню в харчевнях своё, польское, да девушки на заказах проворнее. Ирина развлекала нас рассказами о местах, по которым мы проезжали, и каждые 2,5 часа делала остановки, чтобы мы «помыли ручки» (такое у неё было деликатное выражение). А весна становилась всё заметнее. Уже с полдороги появились цветущие деревья, в придорожных двориках запестрели цветы. За этими рассказами и наблюдениями 750 километров до первого ночлега мы преодолели легко.
Польско-германскую границу мы как-то нечувствительно пересекли вечером 15 апреля, проехали по Саксонии ещё 40 километров и оказались в городе Баутцен. Этот город – центр области, в которой живут сорбы или лужицкие сербы, потомки западных славян, когда-то населявших Центральную Европу. У Баутцена есть и славянское имя: Будышин. Сразу вспомнилось, что и у нас есть похожие названия населённых пунктов: Буда (на Харьковщине), Будище (родина моего свёкра на Киевщине), Будогощь в Ленинградской области и, вообще – будынок, будивля – это дом, строение по-украински. Потеплело на душе: наши люди живут здесь и долго ещё будут жить. Из путеводителя мы узнали, что маленький славянский народ сорбы до сегодняшнего дня сохранил свой язык, традиции и фольклор. В Баутцене открыты многочисленные лужицкие учреждения и дома культуры сорбов, в том числе единственный двуязычный театр Германии: немецко-лужицкий народный театр.
Проезжая поздним вечером по Баутцену к гостинице «Holiday Inn», в сумерках мы угадывали нечто красивое и пытались сфотографировать виды, открывающиеся с моста, но, увы... Поэтому утром, до завтрака, мы с Таней схватили фотоаппараты и побежали к мосту. И увидели... Какое красивое место эти лужицкие сербы когда-то выбрали! Старинная крепость стоит на высоком холме, по склонам живописно теснятся дома под черепицей, окружённые цветущими деревьями, а внизу бежит быстрая, светлая, почти горная речка Шпрее. Между прочим, она добежит до самого Берлина, станет солидной и медлительной рекой с тёмными водами. А здесь старинная водонапорная башня говорит о том, что Шпрее всегда поила лужичан.
Как и положено европейскому городу, в Баутцене есть ратуша, собор св. Петра, где раздельно молятся католики и протестанты, и Имперская башня (Рейхентурм) с конной статуей Карла Великого. Если присмотреться, то можно заметить, что башня наклонена от центра (измерено: на 1,45 м), но горожане верят, что пока Карл сидит в седле, башня не упадёт. Хороший знак: все вывески, указатели и таблички на исторических объектах - на двух языках: немецком и лужицком. Вот она, толерантность в действии!
Была суббота, и на площади перед ратушей уже возник живописный рынок (в полдень он исчезнет без следа!). Садоводы привезли тысячи горшочков с цветами для садиков, горок, клумб и рабаток, просто глаза разбегаются!
А огородники красиво разложили ранние овощи, названий которых мы подчас и не знали, но необыкновенно привлекательные! Ну, конечно по периметру тут и любимые сосиски, и лоснящиеся колбасы, и всякие сыры, и свежие яйца, и ещё тёплые булки, от запаха которых у нас потекли слюнки.
Но прежде, чем побежать на завтрак, мы ещё постояли перед деревом с невиданно крупными розовыми цветками, гадая, что это за чудо? По размеру цветки, как у магнолии, но не магнолия, нет... Сфотографировали, надеясь потом узнать.
Завтрак в «Holiday Inn» был по-славянски (а может и по-немецки) обильным и разнообразным: соки, фрукты, овощи, салаты, всевозможные мюсли, омлет, сосиски варёные и поджаренные, творожки, сметана, сыры, мясные деликатесы, свежий хлеб и булочки и, конечно, превосходный кофе со сливками.
Признаюсь, что в первые дни всё хотелось попробовать, так что без лифта на третий этаж за вещами не поднимешься! И вот колёсики наших чемоданов застучали по плиткам. Мы отправляемся в Мюнхен, столицу Баварии. В окне автобуса снова промелькнули милые силуэты лужицкого града Будышина, Мы покидали его с некоторым сожалением, очень уж он нам понравился, и вот мы едем по дорогам Саксонии, оставляя в стороне приветливый Дрезден, когда-то очень понравившийся мне.
Нам предстояло проехать ещё 450 километров до Мюнхена, но уже по отличным немецким автобанам. Тормозили только остановки, чтобы «помыть ручки». Пока ехали по Саксонии, вдоль дорог было много лесов, на которые мы поглядывали с завистью. Леса были аккуратные, без бурелома, с чистенькими опушками. Ближе к дороге были видны следы санитарных рубок: срубленные деревья вывезены из леса и аккуратно уложены в штабеля, а веток и древесного мусора нет совсем.
Потом пошли ландшафты Баварии – это предгорья, зелёные луга с коровами, которых, наверное, ежедневно купают, плантации хмеля с шестиметровыми столбами и виноградники. В отдалении – небольшие городки с обязательными шпилями кирх, мимо них текут не то речки, не то каналы с опрятными берегами, без зарослей. На вершинах холмов рядами стоят огромные ветряки с неторопливо вращающимися лопастями – альтернативные источники электроэнергии. Людей совсем не видно, машин на автобане мало, а ещё говорят о высокой плотности народонаселения в Западной Европе! Вот у нас на Ярославке!..
(Наше путешествие продолжается)
Свидетельство о публикации №226020801252