30. Штурман
Но одно дело прочитать это в учебнике географии, а другое - увидеть собственными глазами. Вот так, как довелось моей сестре.
Наташа взахлёб рассказывает о том, что её восхитило. О горах, чистых реках, глубоких озёрах и, говоря научным языком, биоразнообразии.
Собственно, по другому и быть не может, потому что регион находится в самом центре Евразии, на границе России, Казахстана, Китая и Монголии. Вот природа и соответствует. Тут и степи, и лесостепи, и тайга, и альпийские луга, и высокогорные тундры. Чудо, одним словом...
— У нас экскурсия на юг республики Алтай в суровое уникальное место Кош-Агач. Село находится на Чуйском тракте, на самом юге Алтая, — начинает рассказ Наташа. — От Горно-Алтайска его отделяет больше четырёхсот пятидесяти километров. Но нас это не пугает.
Длинная дорога делает поездку интересным путешествием в непохожую ни на что землю. В нашей компании путешественников мы с мужем, наши друзья и, конечно, Марсела. Куда ж мы без Маси?
Ехать нам шесть часов. Мы с подругой и Масей на заднем сидении, как говорят мужчины, - в "бизнес классе". Собачонка, как штурман, с лапами на спинке переднего сидения, пристроилась работать навигатором. Подгавкивая, она устремляла путешественников на правильный путь.
А нам-то, в бизнес-классе, очень даже было весело. Ели-пили. Потом даже песни попели. Под смену пейзажей за окном. Но вот подъехали к Кош-Агачу.
Необычность этого места мы начали ощущать, едва приблизившись. Село контрастов и противоречий. Вроде бы мы продвигались на юг, а попали в полюс холода.
Так часто называют Кош-Агач. Здесь, в межгорной котловине, но на высоте почти полторы тысячи метров над уровнем моря, зафиксирован абсолютный температурный минимум. Минус 62 градуса по Цельсию в зимнее время!
Именно поэтому Кош-Агач приравняли к районам Крайнего Севера. Хотя здесь нет белых медведей. Зато нечеловеческий холод! И это при почти полном отсутствии осадков...
Куда хватает глаз, - везде долина. И только где-то на далеком-далеком горизонте проступают горные хребты. Видимость с непривычки просто потрясает -- до ста километров!
Интересная особенность села — у многих домов совершенно плоская крыша. Еще одна "достопримечательность" Кош-Агача - отсутствие растительности.
Здесь не видно ни деревьев, ни цветов, лишь изредка встречаются обглоданные пучки иссохшей травы. Выжженная земля.
Однако появляется стадо верблюдов. Верблюды на Алтае — это нечто удивительное!
Однако в Кош-Агачском районе они пасутся на пастбищах, как привычные коровы и овцы. Создается впечатление, будто село находится на другой планете. Мы в изумлении...
Подъезжаем к турбазе. Гостей здесь принимают с апреля по октябрь. В другое время года тут холодно и долго не погуляешь -- мороз не разрешит.
У ворот, как и везде, встречают нас "бобики" -- сторожи. Наскакивают. Дескать, пропуск, где пропуск?
Предъявили два пропуска в виде бутербродов с колбасой и сыром. Что же делать -- вход-то "платный".
Мася прошла без билета. Её обнюхали, поняли, видимо, не их калибр, и забыли. Впрочем, и Мася от них не впечатлилась. Бобики те были далеко не красавцы. Видимо, суровая природа сделала из них "викингов". Не до приятности во внешности им, выжить бы...
Спросили старожилов, как их зовут? А никак, оказывается. Просто Собаки. Меняются часто, чтоб ещё имена им давать. Не выживают суровой зимой...
А мы по дороге купили мясо для барбекю. Оставили его в пакете в сенях, чтобы позже замариновать.
Обустроились, сели перекусить. Уставшие и расслабленные, наслаждаемся особенным чаем, которым нас угостили местные. Монгольский. Тут много чего из Монголии. Она рядом. Всего шестьдесят километров...
Вдруг Маська начинает так орать, что я испугалась. Неужели чует землетрясение? Кидается на дверь так, что вот-вот вышибет.
Муж выглянул в сени -- нет никого. А Маська ходит, не успокаивается, порыкивает. Хотела взять ее на руки, но она не даётся, суровые взгляды на меня кидает.
Значение их я поняла очень скоро...
Мужчины пошли готовится к завтрашней рыбалке. Нам, женщинам, велели замариновать мясо. Пошли в сени за ним, а его нет. "Ушло". И даже записки не оставило, куда...
Начали поиски. На базе никого чужих нет. Хозяин базы расспросил подробности. И сразу сказал, что дверь, наверное, закрыли не плотно.
А на базе есть воры. Я поняла -- это "викинги". Маська удовлетворилась, что мы наконец поняли ее тревожность по поводу незваных гостей. Скачет, на задние лапы становится - типа, хвалить ее надо.
Друг мужа велел ей искать мясо. Собаки-то, воруючи, следы оставили, когда тащили пакет по земле. И Мася пошла по следу. Мы за ней...
В конце забора увидели пустой рваный пакет. Наша собачка кинулась землю разрывать. И тут, откуда ни возьмись, появились "викинги". Орут, сами землю ковырять стали...
Схватили грязное мясо, оставшееся от пиршества и бежать.
А мы только слюну сглотнули, представив пропавшие шашлыки...
Впрочем, ворами мы сильно впечатлились. Следили за нами, примечали, что и куда положим. Умные...
Погоревав, мы посмеялись, решив отнестись к происшествию философски. Дескать, мясо не очень было. Завтра купим посвежее...
А Мася была гордой и счастливой, потому что получила поощрение. За хорошую работу...
Свидетельство о публикации №226020801718