Гений советской контрразведки. Глава 5

Глава. 5               Заповеди спецслужб.


Удача следует за великим человеком.

Наполеон I Бонапарт (1769–1821 годы ) — император Франции.

 
Слово генерал-лейтенанту Клименко В.Г.:

«Рэм Красильников за выдающиеся заслуги в деле защиты государственных интересов СССР был удостоен: звания «Почётный сотрудник госбезопасности», награждён орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, многими медалями СССР и ряда зарубежных стран.

Мне и моим коллегам-товарищам посчастливилось работать под его непосредственным руководством целых двенадцать незабываемых лет.

Это была увлекательная и азартная работа, где было место и творчеству, и разумной инициативе» (Клименко В.Г. Записки контрразведчика.Взгляд изнутри на противоборство КГБ и ЦРУ, и не только…).

Далее:

«04 ноября 2002 года в издаваемом ЦРУ не секретном профессиональном журнале «Исследования в разведке» («Studiesin In tellegence») была опубликована статья уже знакомого читателю Джеймса Олсона, вот выдержки из нее:

«Потребность в контрразведке не исчезла. Окончание холодной войны не означает конца разведывательной угрозы со стороны бывшего СССР.

Разведывательная служба новой демократической России — Служба внешней разведки — продолжает активно действовать против нас. Русские не одиноки. Мы сталкиваемся с растущей активностью китайской разведки, в частности, пытающейся похитить ядерные секреты США.

США — единственная оставшаяся в мире супердержава, это означает, что она всегда будет мишенью крупномасштабного шпионажа со стороны иностранных государств.

Первая заповедь. Действовать активно.

Заниматься только обороной — значит проигрывать. Мы не можем позволить себе просто сидеть и ждать, что из этого выйдет. Мы тратили очень много сил, средств и денег для того, чтобы получше спрятать наши секреты. Но шпионы все равно причиняли нам ущерб.

Мы должны агрессивно действовать не только против традиционных противников, но и против нетрадиционных. Сколько еще нужно примеров разведывательной активности наших союзников, чтобы понять, что в разведке и контрразведке верна древняя мудрость: есть дружественные страны и народы, но нет дружественных разведок.

Вторая заповедь. Гордиться своими профессионалами.

Это правда, что контрразведчики во всем мире непопулярны. Практически нигде, где они появляются, их не встречают с распростертыми объятиями. Они всегда приносят плохие новости.

Контрразведчиков всегда легко критиковать. Если они поймали шпиона — то почему они не могли поймать его так долго? Если они никого не поймали — значит, они вообще ничего не делают.

Работа в контрразведке непрестижна и пользуется дурной славой. Здесь нельзя сделать легкой карьеры. Мы должны делать как можно больше, чтобы защищать наших людей, поддерживать их действия и гордиться ими.

Третья заповедь. Знать свою улицу.

Если ты не знаешь места, где работаешь, — ты не контрразведчик. В течение многих лет мы проигрывали тайные сражения людям из КГБ, ГРУ и восточноевропейских разведок на улицах мировых столиц.

Мы проигрывали только потому, что не знали, как они совершают свои операции. Мы не были готовы платить полную цену, полностью подчиняя свое время и внимание работе на улицах.

Они выигрывали, потому что лучше знали условия в тех местах, где работали. Автомобили, досье, видеокамеры, радиостанции, безопасные места наблюдения играют второстепенную роль, если люди, которые их используют, не знают своей улицы.

Четвертая заповедь. Знать свою историю.

Беседуя с молодыми контрразведчиками, я был очень обескуражен. Они практически не знают истории своей службы. Но не отдавая должного успехам и неудачам предшественников, невозможно успешно работать.

Пятая заповедь. Не отвергать аналитику.

Оперативные сотрудники, честно говоря, очень плохие аналитики. Они в большей степени актеры, созидатели, немного импульсивны и, вероятно, в чем-то похожи на ковбоев из вестернов. Лучше всего они себя чувствуют далеко от своего рабочего стола.

Аналитики совершенно другие: с точки зрения оперативников, они страдают параличом и выглядят заторможенными. Но друг без друга они не могут обойтись. Оперативник при всех своих талантах не способен сделать той работы, которую может сделать аналитик. И наоборот.

Шестая заповедь. Не быть ограниченным.

На протяжении многих лет американская контрразведка подвергалась обструкции со стороны наших врагов. Но я помню также, что ЦРУ и ФБР отказывались разговаривать друг с другом и с пренебрежением относились к военным.

Это приводило к печальным последствиям: когда спецслужбы начинают недолюбливать друг друга, этим пользуется противник. Наши коллеги из других спецслужб также много работают, они профессионалы и патриоты. И мы должны уважать их и их организации.

Продолжение следует …


Рецензии