Заметка о книге Улисс
Сегодня коснусь лишь одного эпизода. Гуляние Стивена Делала по побережью.
Начну с вопроса. Что нам напоминает море?
Что-то бесконечное, великое, вечное, неконтролируемое. Может быть даже незримого Создателя? Художник (в смысле творец) Стивен Дедал медленно прогуливается перед вечностью. Его душа - это демон Врубеля. Мятежная, бунтующая, требующая объяснений на вопросы. Мысли его подобны спирали, они не линейны. Сейчас, в этот самый момент он думает о Боге, и спустя несколько секунд о бегущей собаке. Потом об умершей матери. Эта внезапная смена создаёт трудности для читателя. Читать это сложно. Но если мы посмотрим в зеркало, наши мысли также пляшут не по плану. Порой Одна передаёт другой эстафетную палочку одним лишь словом, или внешне увиденное врывается без спроса во внутренний анализ.
Стивен Дедал. Имя созданное Джойсом из двух вечных символов. Дедал - величайший искусный мастер античности. Идеал творца в Древней Греции. Стивен -первомученник Стефан, христианский проповедник образец человека чистой веры, убитый язычниками. Между двумя именами заложен целый пласт истории. Религиозная борьба и окончательная победа церкви.
Но стоит отметить, что Христианская церковь выросла на обломках языческих храмов.
Джойс преклоняется перед изяществом культуры Древней Греции, но также его завораживает сакральность и чистота христианской религии. Два неприменимых материка в одном человеке. Вот какие огни бушуют в Стивене Дедале.
Есть такая цитата из советского фильма «Убить Дракона» : «Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное, потому, что у них нет выбора. А рыцарь… рыцарь всегда на распутье дорог.». В одном имени героя идёт спрятан конфликт , заложен постоянный поиск смысла…
Свидетельство о публикации №226020802102