Нажмуди Тепсаев. Железная воля

Нажмуди был  очень хорошим человеком, который строил свои отнощения на доверительной уровне со всеми, несмотря на возраст,  пол.
Он был мастером на все руки.
Не смотря на родственные узы и разницу  в возросте, в трудные годы в жизни нашего народа, общественная деятельность по охране правопорядка в Ачхой -Мартане сдружила нас с Нажмудди, и я всегда чувствовал, как он относился ко мне с большим уважением, из за того что я занимался с детьми и подростками, обучая их вольной бооьбе.
Нажмуди был мужественен,  дерзок и справедлив. Он был одним из тех, доя которого понятие страх вообще не существовало.
Мы с ним были из одного рода, по линии Эди Эзам, мы  Кати некъий от Эзами Баг1тара, они от Эзами Элаха ( Элахи Джовбетар некъий).
Случилось так, что молодые, с нашей стороны юноща, а с ихней стороны девушка, решили пожениться, но до этого случая,  среди наших родов такого  еще не было, т.е. наши старцы не позволяли нам заключать браки внутри рода.
Наш старейшина собрал нас  мужчин из рода Кати- некъий и говорит, мол женщины поставили его в известность,  что молодые решили пожениться: "И не дай бог чтобы я ( он, старейшина)  в какое то время буду поставлен перед  свершившимся фактом этого брака. Мы должны посетить дом Нажмуди, и  вину этого недорозумение между нашими семьями,  я беру на себя, тем более мы разменяли 9 предков, что дает нашим сторонам  родниться через бракосочетании".
Я, со своим старшим двоюродным братом были направлены в дом Нажмуди  с визитом, т. е. в качестве  сватов.
У нас  с братом присутствовала  боязнь, что Нажмуди  нас не поймет и очень сильно рассердится на нас, за наше сватовство.
Мы застали Нажмуди дома, он как всегда занимался домашними хозяйственными делами, в частности из тонких шпагатов, плёл более толстые веревки.
Нажмуди принял нас  с братом очень радушно.
Я со своей стороны ( как мне  этого велел наш старший) добавил, что мы понимаем, что мы из одного рода, но  вместе с тем боимся что молодые  поступят  по своей воле, что  поставят нас в неловкое положееие.
Выслушав  нас, Нажмади начал свою оечь: " Да. Дейтвительно наши отцы, да и мы сами по сей день чли наши адаты запрешаюшие внутриродовые браки до 7 колена. Во первых ( продолжил Нажмуди) нас уже разделят 9 прародителей, а во вторых"- после этих слов Нажмуди берет в руки шпатат, делает  один узелок и протягивает мне это узел и говорит "Развяжи". Я с трудом, но все же, развязал этот узел. Вследом Нажмуди из этого же шпагата, делает два узла и сново протягия мне шпагат, повторяет "Попробуй теперь развязать два узла".
 Я пробовал несколько раз развязатьь эти узлы, но у меня ничего не подучилось.
Улыбнувшись, Нажмудин сделал  свое окончательное заключение. " Если  во первых между нами стоят не  только семь, как этого требуют наш адат, а  даже 9 праотцов, а во вторых  если сей брак станет очередным "узлом" нашего родства,  кап на этом шпагате, так зачем же нам противится этому.
Пусть молодые  соединятся , и пусть этот брак усилит наше родство, как  усилил  свой завиток, второй узел на этом шпагате.
Пусть никогда и в ни какие времена этот союз не станет камнем преткновения между нашими семьями, в осознании нашего кровного родства.
Молодые женились, у них растут дети.
У нас, среди наших молодежи,появилась новые семьи  ( новые браки молодых).
Нажмудина нет в живых, но живы  и действуют его наставления.
Браки между нашими молодыми сделал нас лишь сильнее.
Не забывая,  что у нас недалекие корни от одного отца, вместе с тем мы соблюдаем  все принципы нового родства  под названием " Захалой", т.е. сватов.
Это фотография, на которой запечатлен Нажмуди, будет хорошей памятью для  его семьи, так как фотография из моего личного архива, да и снимал Нажмудина в этот день, лично я сам.
 Аллах1 геч дойла хьуна Нажмудди, Дала йалсмание хьаша войла хьох.


Рецензии