Автобус и конфета Про Мальчика-2

… Куда бы Мальчик не ехал, с ним всегда была книга. Читать, сидя у окна, за которым проплывают самые разные виды, было ничуть не хуже, чем на мягких подушках самодельного шалаша, который он мастерил себе из покрывал в кладовке их 2-комнатной «хрущёвки». Мама даже купила ему небольшой рюкзачок с рыжим щенком, чтобы книжки можно было брать с собой.

Однажды, по дороге на мамину работу – он периодически оказывался на «работах», потому что оставлять его дома было не с кем, а если оставить одного, то он бы читал весь день и, скорее всего, даже не вспомнил бы про то, что нужно поесть – Мальчик положил в рюкзак стихотворения Корнея Чуковского. Большую, яркую книгу, с красочными картинками и немного сбитым нижним уголком твердой белой обложки.

Ему нравились в ней все истории, но по-разному: «Доктор Айболит» казался тягучим, как резиновый жгут на рогатке; «Мойдодыр» был слегка безумным, похожим на дикую собаку – красивую, но опасную; «Федорино горе» дарило ему печаль и радость одновременно; а «Муха-Цокотуха» оказалась самой любимой, читаемой чаще других. Мальчик точно знал, что эта сказка про него, он – Комарик, с фонарём и саблей. Каждый раз, спасая Муху, он чувствовал, как поднимается в воздух, ослепляет Паука и, заложив вираж, лихо пикирует вниз. Он чувствовал вибрацию крыльев за спиной, тяжесть сабли в руке, слышал испуганный скрежет паучьих челюстей. Художник в книжке почему-то изобразил Комарика в гусарской форме, и это было правильно – именно так он себя и ощущал. Ему было важно защитить слабого и победить злодея.

Наверное, с тех пор Мальчик и перестал бояться пауков. Мог легко смахнуть лохматое тельце на ножках с любого визжащего существа, мог наступить, если тельце было совсем уж крупным, а прозрачных «косиножек» на тонюсеньких лапках просто брал в руки и отпускал в траву (их, по какой-то причине было жалко, видимо, из-за очевидной беззащитности).

А тогда, в летнем автобусе, он читал «Телефон» - самую веселую историю в книге (фраза «вы б, газели, не галдели» запомнится ему на всю жизнь, и когда он будет преподавать в школе, его ученики услышат её не раз). Мальчик сидел на своём любимом месте, у окна; потрескавшийся коричневый кожзаменитель сиденья, нагретый солнечными лучами, медленно отдавал тепло его ногам, там, где заканчивались шорты. За окном калейдоскопом мелькали кусочки городской жизни. Мама, с прямой спиной и изящно подогнутыми ногами, сидела рядом, глядя поверх его макушки и задумчиво покусывая уголок нижней губы. Иногда он, оторвавшись от книги, искоса разглядывал её. Мама была красивая и немного печальная, как известная артистка на открытке в киоске, что располагался на углу их дома. Наверное, что-то случилось на работе, думал он, уже понимая некоторые вещи в свои неполные пять лет.

Чтобы случайно не смутить маму, Мальчик перевел взгляд на соседа напротив и уткнулся в разворот газеты «Правда». Черные буквы на сероватых страницах всегда немного завораживали его, уж слишком непохожи были они на привычные белые листы детских книжек. Машинально, следуя привычке читать любой текст, который видел, он заскользил глазами по строчкам. Было много непонятных слов, как на плакатах в кабинете его бабушки; ему нравилось их разглядывать, когда приходилось бывать на «бабушкиной» работе. Газета топорщилась в руках соседа, и часть её заломилась так, что буквы ускользали. Он подался вперед, пытаясь разобрать, что написано, и в этот момент Чуковский выскользнул из руки, слегка подпрыгнул на его коленках и с грохотом шлёпнулся на пол.

Мама вздрогнула, отвлекаясь от своих мыслей, чуть испуганно оглянулась по сторонам и потянулась за книгой. Сосед – крупный, солидный и очень серьёзный мужчина, в строгом костюме с галстуком – выглянул из-за газеты, мгновенно оценил ситуацию и, с неожиданной для своих размеров грацией, наклонился, опередив маму, поднял книгу и протянул Мальчику.

По белой обложке тянулась тёмно-серая пыльная полоса. Он огорчился, трепетная любовь к книгам не допускала в его Вселенной таких поворотов. Вежливо кивнув, сказал дяденьке: «Спасибо» и быстро мазнул ладонью по этой полосе, а затем, отвернувшись к окну, незаметно вытер руку об шорты (не очень, конечно, но перераспределение пыли на планете – дело для тех, кто не боится испачкаться). Открыл книгу и с очень серьёзным видом вновь погрузился в «Телефон».

Прошло несколько минут. Автобус ехал, солнце светило, Мальчик читал, сосед напротив смотрел на него, слегка прищурившись. А потом спросил маму:
- Он что, сам читает?
- Да, - просто ответила мама. Для неё этот процесс был уже настолько привычен, что она не сразу поняла смысл вопроса.
- Не может быть, - недоверчиво произнёс мужчина. – Слишком мал.
Мама улыбнулась.
- Он действительно сам читает. Ему нравится.
- Интересно… А можно попросить его почитать вслух?
- Конечно. Почитаешь?
Мальчик удивлённо посмотрел на взрослых, пожал плечами, кивнул и продолжил вслух с того места, где остановился:
- А потом позвонил Медведь
Да как начал, как начал реветь…

По ходу истории с телефоном дяденька отложил газету и, закинув ногу на ногу, внимательно рассматривал Мальчика. Тот дочитал, заложил пальцем (чуточку пыльным) страницу, прикрыл книгу и вопросительно поднял глаза.
Сосед был задумчив. Мама продолжала улыбаться.
- Да нет, - вынырнул из своих раздумий дяденька. – Так не бывает. Просто он выучил наизусть стихотворения и по памяти рассказывает. Да?
Мальчик понял, что репутация под угрозой:
- Хотите, я Вам другую сказку прочту?
- А давай-ка, дружочек, ты мне газету почитаешь. А? Что скажешь? – хитрый прищур, из серии «вот ты и попался», сделал лицо соседа тоже немного детским.
- Давайте, - протянул руку Мальчик.
Прищур погас, как выключенная лампочка. Недоумение сменилось растерянностью, которая, в свою очередь, уступила место радостному удивлению. На детский голос, торжественно вещающий о трудовых подвигах населения родного края, стали оборачиваться другие пассажиры.
- Хватит-хватит, убедил! – дяденька напротив уже откровенно хохотал. – Ну ты молодец!

Он вытащил из нагрудного кармана большой носовой платок в синюю полоску и промокнул заслезившиеся глаза. А потом сделал неожиданное – достал из портфеля шоколадную конфету в тёмно-зелёной обёртке и протянул Мальчику:
- Держи!
На секунду замер, потом, слегка смутившись, вынул вторую конфету и повернулся к маме:
— Это Вам…


Рецензии