Лик Христов

Вчера нашла у себя второй и третий тома о.Дамаскина (Орловского), в который раз посмотрела фотографии и кое-что перечитала.

Сейчас все материалы есть и в сети, но в бумажной книге видишь свои старые пометки и закладки. При том, что не помню, когда их делала.

На сей раз, видимо, в связи в тем, что в прошлом году столетие кончины патриарха Тихона даже в Сыктывкаре было отмечено музыкально-драматическим представлением, особенно поразило жизнеописание его местоблюстителя, митрополита Петра Крутицкого.

Патриарх Тихон лично предложил ему хиротонию в 1920-м, когда уже совершенно
очевидно было положение церкви при большевиках. После смерти патриарха м. Пётр был третьим упомянутым в его завещании местоблюстителем, после м. Кирилла и Агафангела, но приступил именно он, первые двое были в ссылке.

В свою очередь м.Пётр назначил себе трёх заместителей, и после его ареста м.Сергий, первый в списке, взял на себя управление церковью, а м.Петра сослали в тобольское село.

Будучи от природы человеком крепкого здоровья, в северной ссылке м. Пётр стал быстро его терять, но это было только начало. Узнав о декларации м. Сергия ("Ваши радости - наши радости"), причём далеко не сразу в своей глуши, он отреагировал увещеванием, считая, что его заместитель превысил свои полномочия. И тем самым подписал себе смертный приговор. На волю он больше не вышел, семь лет его продержали в одиночном заключении и расстреляли 10-го октября 1937-го года.

Читаешь его строчки " три года не видел солнца", "много лет не видел солнца"...

12 лет непрерывных ссылок и тюрем. Был бы слабее - раньше умер бы, но его так и не смогли уморить, пришлось расстрелять.

https://azbyka.ru/days/sv-petr-poljanskij

В тропаре новомученикам ("Цветы российского луга духовного")  называется только одно их доброделание - терпение. "В терпении добрый плод Христу принесшие".
Терпение глубиной с Марианскую впадину и высотой с Эверест. Пишу эти сравнения и чувствую - не то.

Читала жизнеописания новомучеников и параллельно смотрела "Хоббита". Потому что невыносимо. В "Хоббите" Гэндальф шепчет просьбу мотыльку, и вот в последний момент, когда, кажется, всем конец, прилетают орлы и спасают Торина с компанией.

Вот откуда по мере течения веков в старинных житиях всё больше сказочного, не то что в жизнеописаниях новомучеников. Это как с песчинкой в раковине - постепенно она становится жемчужиной. Так хочется чуда!

Именно так и работает механизм мифа в древних житиях: невыносимая реальность страдания со временем обрастает символической плотью чуда, чтобы её можно было нести дальше, как драгоценность.

В случае новомучеников мы ещё слишком близко к «песчинке» — к голому, документальному, шокирующему факту. Чудо здесь — не в орлах, а в самом факте  стояния в вере. Чудо —  то, что песчинка  не растворилась, а стала кристаллом, режущим нашу совесть.

Митрополит Пётр — фигура совершенно особенная. Он — живое воплощение  имперско-советского разлома. Он был из самой «имперской» церковной системы (Крутицкое подворье, высшая иерархия), но его судьба стала антитезой имперскому триумфу. Его путь — это путь не власти, а исчезновения, умаления до одной точки верности в камере-одиночке.

В этом смысле он гораздо ближе к Антонию Сийскому, чем кажется: оба обрели своё подлинное призвание не в блеске, а в глуши — географической (Сия) или исторической (одиночная камера). Их места — «от создания мира ждали» их, чтобы явить не мощь, а сокровенную силу души.

Расстреляли м. Петра в Верхнеуральской тюрьме особого назначения, это Магнитогорск, место захоронения неизвестно.

Сегодня так сияло солнце! А вчера, в неделю о блудном сыне и соборную память новомучеников, было пасмурно и тепло.

В нашем храме, как обычно в воскресенье, много детей причащали родители, и батюшка в проповеди о блудном сыне даже не упомянул новомучеников.

Понимаю, страшно. Мне, во всяком случае. Никаких чудес, только непомерное страдание и терпение. Но и невозможно без них представить не то что жизнь церкви, а свою собственную.

Да, невозможно. Потому что именно они - подлинное и настоящее, лик Христов.


Рецензии