Эх, Томас, Томас

Большинство из нас никогда не слышали об изобретателе Томасе Миджли.   А ведь его (в первой половине 20 века) считали выдающимся изобретателем и чуть ли не гением. Он был членом Национальной академии наук США, обладателем высшей награды Американского химического общества – медали Пристли – и, наконец, в 1944 году был избран уже председателем самого Химического общества, хотя по образованию был инженером-механиком.

Томас Миджли родился в Бивер-Фолсе, штат Пенсильвания. Его дед и его отец были изобретателями. Первый изобрёл дисковую пилу со вставными зубьями, второй занимался изобретениями велосипедов. Сын и внук превзошёл отца и деда.  Он окончил Корнеллский университет в 1911 году как инженер-механик. Потом началась практическая деятельность, которая выразилась в регистрации более чем 100 патентов на изобретения. За это в 1941 году награждён высшей премией Американского химического общества — медалью Пристли. В 1942 году он получил медаль Уилларда Гиббса. Был избран в Национальную академию наук США. В 1944 году — председатель Американского химического общества, хотя был механиком, а не химиком. Ну, тут уж ничего не случайно. Томас Миджли сделал пару изобретений в области химии, которые перевернули жизнь человечества.

1. Он первым предложил добавлять добавки свинца (тетраэтилсвинца) в бензин для повышения октанового числа и предотвращения детонации в двигателях. Это улучшало работу техники, но привело к катастрофическим последствиям для здоровья: росту заболеваемости сердца, инсультам, раку, снижению IQ у детей, а также к массовому загрязнению окружающей среды. Сегодня с этим активно борются. В годы ВО войны СССР закупал у США по Ленд-Лизу и высокооктановый бензин. Американцы не открыли нам секрет тетралэтилсвинца, чтобы производить его в СССР, а предпочитали возить его через океан, но это уже к Томасу никакого отношения не имеет.

2. Именно Томас Меджли предложил использовать в холодильниках в качестве хладогена фреон. Когда он это предложил, в СССР с холодильниками была конкретная напряжёнка.  Только в 1937 году были созданы первые образцы бытовых компрессионных холодильников. Серийный выпуск модели ХТЗ-120 (емкостью 120 литров) начался в 1939 году на Харьковском тракторном заводе. До войны было выпущено несколько тысяч единиц, но для многомиллионной страны это были слёзы. В США и Европе вовсю использовались токсичные хладогены, способные вызывать смертельные отравления в случае их утечки, но холодильники выпускались сотнями тысяч. Там использование фреона было принято на ура, но спустя несколько десятилетий люди узнали, что фреон уничтожает озоновый слой планеты и способствует глобальному потеплению планеты.

Томас Меджли догадывался о том, что тетралэтилсвинец и фреон вредны для здоровья, но отрицал это. Даже публично набрал в рот фреон и задул им свечу, показывая, что фреон не пожароопасен. Прожил он всего 55 лет. В 51 год заболел полиомиелитом и, как истинный инженер придумал систему блоков и верёвок, которые помогли бы ухаживающими за ним поднимать его с постели. В итоге он погиб, задушившись в собственных верёвках. Во всяком случае такова официальная версия происшедшего. Он умер за 30 лет до того, как его изобретения были признаны опасными для озонового слоя.

Стоит ли нам осуждать Томаса Миджли за то, что он дважды отравил планету? Думаю, что нет. Томас просто был изобретателем. На самом деле он вооружил человечество оружием самоубийства и человечество до сих пор активно им размахивает. Да, мы начали придумывать какие-то менее опасные фреоны, но до сих пор не отказались от фреона как такового. Тетраэтилсвинец ведущие автоконцерны сейчас пытаются очищать из продуктов сгорания бензина, но использовать его не перестали. Мы рабы удобств. Они нам нравятся даже тогда, когда они нам не доступны. Мы можем о них мечтать.  Это сравнимо с курением, которое вредно для здоровья, все об этом знают и всё же миллиарды людей курят.

Говорят, что идолопоклонство исчезло. Это не правда. Оно просто видоизменилось. Вот вам два таких идола, которым человечество продолжает приносить человеческие жертвы. Тетралэтилсвинец и фреон. Правда, в последнем случае мы можем принести в жертву планету.


Рецензии