Приключения медвежонка

Владимир Жестков - http://proza.ru/avtor/vlad43

Глава первая. Хорошая медвежья семья

В лесу, на высоком берегу большой реки жила семья медведей: папа Михайло Иванович, мама Мария Михайловна и три сына-медвежонка.
Главу семьи очень уважали лесные жители — за силу, надёжность, справедливость и доброту. Его выбрали главным лесничим — так решили звери и птицы на своём общем собрании. Один только Васька, лесной кот-бродяга мяукал против Михайло Ивановича, но его, нарушителя порядка, и слушать не стали.
Каждый день Михайло Иванович с утра дотемна обходил свой лес, смотрел, всё ли в порядке. А любой непорядок сразу же исправлял. Свою трудную работу делал он очень хорошо, был лесу заботливым хозяином, а Мария Михайловна во всём ему помогала.
Их сыновья тоже были заняты серьёзными делами. Старшего звали Миша, он учился в лесной школе для зверят и помогал родителям по дому. Второй сын, Мишаня, ходил в лесной детский сад, в старшую группу. Совсем скоро он должен был стать первоклассником и старательно готовился к школе.
Младшего звали Мишутка. Когда случилась наша история, ему и одного года от роду не было. Родился он зимой, но к лету уже научился ходить и говорить, а недавно его первый раз отвели с Мишкой в детский сад.
И в школе, и в садике медвежат учили многим интересным вещам — письму, чтению, счёту и всяким компьютерным премудростям. Лесные жители не отставали от века и очень старались дать детям самое современное образование. Скучать на занятиях медвежатам не приходилось. Но домой они всегда возвращались с радостью.
А дом у медвежьей семьи был замечательный. Он так уютно прятался под кроной могучего дуба, на краю большой поляны, у крутого обрыва к реке. Рядом с домом росли сосны, на поляне зеленела трава — в своё первое лето жизни Мишутка думал, что она всегда будет такой свежей и яркой. Каким-то чудом оказались на поляне несколько громадин-валунов. Медвежатам они казались настоящими скалами.
Стены медвежьего дома были сложены из толстых брёвен. Они надёжно защищали семью от любой непогоды. В своём доме медвежата не боялись оставаться одни; без папы и мамы. А такое случалось каждое воскресенье. В выходной день детям не надо было идти в школу и садик, а родители с утра отправлялись в лес — уже не по делам службы, а за вкусной едой. Мария Михайловна брала большую корзину — собирать грибы, ягоду-малину, орехи, корешки и травки. Всем этим любили полакомиться её сыновья! А Михайло Иванович ловил рыбу или отправлялся вглубь леса за пчелиным мёдом, главным медвежьим лакомством. Любили родители свой лес, знали все его тайны, чудеса и радости. Только вот сыновей с собой в эти воскресные походы пока что не брали; пусть подрастут. Уходя из дома, папа с мамой каждый раз наказывали медвежатам:
— Сидите тихо, из дома не выходите, занимайтесь делом. Миша, тебе ещё надо доделать уроки и обязательно повторить таблицу умножения, медведям в жизни она может очень пригодиться. А у вас, малыши, вон сколько игрушек. Надоест играть — за компьютером можете посидеть или телевизор включить.
И каждый раз медвежата хором отвечали:
— Не волнуйтесь, пап-мам, из дома не выйдем, будем заниматься своими делами.
И в самом деле, оставшись одни, они вели себя очень смирно и благоразумно, точно так, как велели родители. А всё-таки скучно им было целый день сидеть дома.

Глава вторая. Когда устаёшь быть послушным

В тот летний день светило солнышко, за окном щебетали птички, летали бабочки, и так хотелось погулять! И вот, стоило родителям скрыться за поворотом лесной дороги, Мишаня закричал:
— Смотрите, какая чудесная погода стоит, давайте подышим свежим воздухом! Ну что случится, если мы несколько минут во дворе поиграем, пару раз вон на ту сосну залезем, побегаем вокруг валунов?
Неожиданно Мишаню поддержал Миша. Обычно очень послушный и рассудительный медвежонок тоже захотел порезвиться на воле. Неделя выдалась тяжёлая, уроков задавали так много, что времени погулять совсем не было, вот он и решил немного развлечься:
— Давайте погуляем, но только недолго, а потом домой.
Мишутка только головой крутил, слушая то одного, то другого брата. Он не понимал, как можно нарушить запрет родителей, но очень любил братьев и готов был пойти за ними куда угодно.
Сказано - сделано: с шумом выкатились они на поляну, даже дверь в дом закрыть позабыли. Тут же старшие братья взялись бороться друг с другом. Это ведь любимое детское развлечение, что у людей, что у зверей, и даже многие взрослые любят это занятие.
Мишутка во все глаза смотрел на братьев, болел за обоих и гадал, кто победит. Он прислонился к дубу, чтобы его случайно не задели. И вдруг откуда-то сверху, из кроны дерева, до него донеслось:
— Ох, не к добру эти игры!
- Что-нибудь обязательно случится. Даже дверь в дом не закрыли. Вот придёт лесной кот-бродяга и сворует из холодильника всю рыбу.
—  Да, Васька где-то рядом, я видела.
— Ты права, соседка Сорока-белобока. Нужно ждать неприятностей…
Любопытному Мишутке ужасно захотелось посмотреть, кто это скрытно наблюдает за ними. А ещё ему надо было узнать, что означает незнакомое слово «неприятность». Какое-то невкусное оно! Все слова медвежонок делил на вкусные и невкусные. Невкусные слова он не любил, но запоминал. А если не знал, что значит такое слово, старался узнать.
Мишутка ловко вскарабкался по стволу дуба вверх и, наконец, увидел двух птиц, сидящих рядом на одной веточке. Одну, совсем маленькую, сине-зелёно-жёлтенькую, в тёмной шапочке и тёмном галстучке, Мишутка знал давно. Это была Синичка, которая весной свила гнездо на дубе. А вот другую он увидел впервые. Большая чёрно-белая птица гордо выпятила грудь и трясла длинным хвостом. Так вот она — какая, Сорока-белобока!
Вдруг Мишутка увидел, как чья-то когтистая лапа тянется сверху через листву к птицам, занятым беседой. Мишутка вскрикнул, птицы-соседки мгновенно взмыли в воздух и улетели. А на то место, где они только что сидели, запрыгнул крупный серый полосатый зверь с длинным пушистым хвостом, и Мишутка невольно оказался с незнакомцем нос к носу.
— Мяу! — прорычал зверь и злобно зашипел. — Я давно охотился на Сороку-белобоку. А теперь остался без добычи. В этом ты виноват! Сейчас задам тебе хорошую трёпку!
Зверь взмахнул лапой и цапнул когтями Мишутку за нос. Взвизгнув от боли, медвежонок передними лапами схватился за нос, потерял равновесие и, ломая ветки, упал на землю. Боль и страх заставили малыша сжаться, свернуться в шар. И этот шарик покатился по склону, на котором стояло дерево. Впереди был крутой обрыв — Мишутка сорвался с него и полетел с большой высоты прямо в реку…
А Миша с Мишаней так увлеклись борьбой, что ничего вокруг не видели и не слышали. И только через несколько минут заметили, что младшего братика нет рядом. Потом они долго бегали по полянке, звали пропавшего, искали где только могли. Но Мишутки нигде не было.

Глава третья. Все медведи умеют плавать

Оглушённый падением, Мишутка камнем пошёл на дно реки. К счастью, холодная вода быстро привела его в чувство. Сначала малыш просто барахтался, махал лапами во все стороны, потом более разумно стал грести вверх и наконец всплыл на поверхность воды.
Медвежонку очень повезло. Неподалёку река делала крутой поворот, а там, где Мишутка упал в воду, под утёсом образовалась небольшая, но глубокая заводь — в ней любил ловить рыбу Михайло Иванович. Упади Мишутка в другом месте, он мог бы разбиться о каменистое дно реки. Но опасность не миновала. Всплывая, малыш очутился вне тихой заводи и его понесло быстрое течение. Он попытался грести к берегу, но ему не хватало силёнок, чтобы справиться с бурлящей водой. Вскоре он обессилил и отдался воле реки.
Но сдаваться он и не думал. Медведи очень хорошо умеют плавать, и Мишутка не был исключением. Когда река стала шире, а течение замедлилось, он поплыл к берегу. Всё ближе становились деревья густого леса, подступавшего к воде. Медвежонок смотрел на них и плыл из последних сил. Наконец он выбрался на берег, встряхнулся, как это делают все намокшие звери, упал на траву и сразу уснул.
Когда Мишутка проснулся, солнце стояло высоко в небе над противоположным берегом реки и светило ему прямо в глаза. Если бы медвежонок знал язык солнышка, он понял бы, сколько проспал. Но этому его не учили. Он чувствовал, что сильно проголодался. Но где взять еду, Мишутка не знал. Ведь дома с этим не было никаких забот: его просто звали за накрытый мамой стол.
А ещё малыш даже не подозревал, что оказался очень далеко от дома, в совершенно чужом лесу. Мишутка считал, что его родной лес — один в целом свете, точнее, он и есть весь мир. Впрочем, даже хорошо, что малыш не представлял серьёзности положения — иначе бы он, наверное, совсем перепугался, и неизвестно, чем бы закончилась эта история. А так он подумал немного и отправился разыскивать свой дом, веря, что в родном лесу не пропадёт.
Но чего начинать поиски, в какую сторону идти? Почти от самого берега через лес вела неширокая, но отчётливо видная тропинка. По ней и зашагал медвежонок.

Глава четвёртая. Смешной зверь Колючая шубка

Мишутка уже отошёл от берега достаточно далеко. Шум реки совсем стих, и только шорох листьев под лёгким тёплым ветерком нарушал тишину. Впереди послышались шаги. Звучали они странно, как будто шёл кто-то трёхногий. Озадаченный медвежонок, не решаясь идти дальше, сел на тропинку. Шаги приближались, стало слышно какое-то бормотание, но не стало понятней, кто же идёт навстречу. Мишутка по-настоящему испугался и решил было спрятаться за деревьями. Но вовремя вспомнил, что он медведь, самый большой зверь в лесу. Пришлось набраться храбрости и остаться на месте. Шаги приближались. Малыш встал, всё его тело напряглось, четыре лапы всеми когтями вросли в землю, шерсть на загривке поднялась, зубы оскалились. Медведь был готов встретить во всеоружии любую неожиданность.
Наконец из-за поворота появилось странное, но вроде бы не опасное существо. То был небольшой зверёк с удивительной тёмно-серой шкуркой. Шерсть из этой шубки торчала в разные стороны. На вытянутой мордочке оттенка более светлого, чем шкурка, отчётливо выделялись чёрные бусинки глаз и такая же чёрная пуговка носа. Шёл зверёк очень медленно. Наверное, потому, что нёс тяжёлую корзинку, наполненную грибами. Помогая себе сохранить равновесие, он опирался на сучковатую палку. Но всё равно сразу было видно, что он очень устал, и его странное бормотание как будто говорило именно об этом.
Увидев прямо перед собой медвежонка, с грозным видом загородившего ему дорогу, незнакомец замер на месте. Короткие ножки не удержали его, бедняга упал. Корзинка отлетела в одну сторону, рассыпав по тропинке грибы, палка, больно ударив его по плечу — в другую. Он лежал, испуганно моргая, и крутил головой.
Мишутка поднялся на задние лапы, упёр передние в бока и громко расхохотался. Он сразу забыл свой недавний страх. Насмеявшись вдоволь, медвежонок очень грозно спросил:
— Ты кто такой и что там бормочешь?
— Во-первых, не бормочу, а напеваю свою любимую песенку, с ней мне легче идти. А, во-вторых, я — Ёжик, — ответил зверёк, потирая ушибленное плечо. — Ты что, не узнал меня?
— Первый раз вижу, — Мишутка снова рассмеялся. — Что это у тебя с шерстью? Она вся торчит в разные стороны. Ты не причёсывался утром?
Мишутка протянул лапку, наткнулся на одну из ежиных иголок и так больно укололся, что слезы брызнули у него из глаз. Ёжик тут же свернулся в клубок и на всякий случай откатился в сторону. Медвежонок сгоряча хотел прихлопнуть этот шар, но увидел торчащие во все стороны острые иголки и отпрянул в сторону.
— Ты что дерёшься? — спросил медвежонок.
— Вовсе я не дерусь, — ответил, поднимаясь, Ёжик. — И вообще не я начал.  Это ты тянешь свои лапы туда, куда не следует. Учти, вести себя всегда надо разумно. Не распускай по всякому поводу свои лапы, особенно если не знаешь, кто перед тобой. Ты понял? И знай: у ежей шерсти нет, а вместо неё эти замечательные иголки, они защищают нас в минуту опасности.
Медвежонок молча стоял с обиженным видом, отвернувшись от непрошенного учителя.
— И вообще, почему ты ко мне «тыкаешь»? —продолжал Ёжик. — Я старше тебя и имею право говорить тебе «ты», а ты должен ко всем старшим обращаться на «вы». Разве тебе этого ещё не объясняли?
Медвежонку не нравился этот странный зверь с колючими иголками вместо мягкой шерсти, его скрипучий голос, вдруг переходящий в визг, а самое главное — не понравилось то, что он говорил. Во-первых, Мишутка не любил скучных наставлений. Во-вторых, это было так похоже на наставления мамы, что малыш чуть не заплакал от желания её увидеть. Но вспомнив, что медведи не плачут, он сдержался и начал ковырять землю задней лапой, чтобы как-то отвлечься от грустных мыслей.
— Ты откуда вообще взялся? — не утихал Ёжик, собирая в корзину выпавшие из неё грибы. — В нашем лесу медведи не живут. И почему ты один? Где твои родители?
Эти вопросы медвежонку тоже совершенно не понравились.
«Что значит в нашем лесу медведи не живут?» И какое ему дело до моих родителей? — подумал Мишутка. Но ничего не сказал, а только смотрел исподлобья на Ёжика.
— Отвечай, как ты сюда попал? Что ты молчишь? Говори!
— Как попал, как попал, — наконец ответил медвежонок, - Что ты ко мне пристал? Шёл, шёл и пришёл. Ясно?
Он обошёл Ёжика, держась подальше от его иголок, и без оглядки зашагал вперёд по тропинке.
Ёжик тяжело вздохнул, собрал рассыпанные грибы, взял корзину в одну лапку, палку в другую и продолжил свой путь.

Продолжение следует

Изображение из Шедеврума


Рецензии