1874-1914. Очиров Бато-Далай

В работах известных и знакомых художников часто можно узнать родные места. Вот картина Доржи Гомбоева (1939-2015), на котором изображён потрясённый увиденным всадник в бурят-монгольском дэгэле и его отпрянувший гнедой конь. Перед ними – мёртвый мужчина, видимо, ударившийся головой о землю. Поодаль понуро бредёт, уже успокоившийся, белый конь. Вокруг – знакомая степь и родные, но сумрачные, краски. Картина называется «Смерть Бато-Далая Очирова».
Где это случилось? Недалеко от Агинского или Цокто-Хангила, Старого Кункура или Харганаши, где родился Бато-Далай Очиров 20 марта 1874 года? А, может быть, между Хойто-Ага и Сахюртой. Ему не было ещё и сорока лет…
От Агинского до Нижнего Цасучея, который находится на правом берегу Онона, тянется одна асфальтированная трасса, раньше это была грунтовая дорога, которая за Цокто-Хангилом сворачивала на озеро Ножей, и оттуда шла до Чиндантского моста и села Первый Чиндант, а оттуда – до Борзинского соляного озера и Баргу. Вокруг степь и редколесье, так знакомые местным бурят-монголам. Кстати, Цасучей с монгольского – Цасатай, то есть Снежный.
При выезде за Цасучейский мост в сторону Агинского, недалеко от села Будалан есть место Харганаша. В этом месте было стойбище бурят-монгола Гадаа. В семье пятеро сыновей: Цымпил, Цыремпил, Юмсэн, Юмсэрэн, Юм. Нам известно, что Цыремпил имел сына Очира, а у Очира – сын Бато-Далай. В связи с перечислением имён пяти сыновей Гадаа-зайсана, добавим, что младший из них Юм имел сына Базара, а сын Базара – легендарный учитель-бурят Чойжил-Лхама Базарон (1878-1937), родившийся недалеко от Цокто-Хингила, по одним сведениям в местности Дэлгэр, по другим – Эбилгитуй, что в непосредственной близости.
Получается, что выдающиеся буряты Бато-Далай Очиров и Чойжил-Лхама Базарон – троюродные братья, выходцы из одного рода, х;х;;ра, одного семейства, потомки которых некогда кочевали по этим степям. Вместе с некоторыми своими современниками они получили разные образования, просветились в науках, работали на свой народ и преподнесли ему столько знаний и мудрости, которые дали ход дальнейшему развитию всех бурят-монголов. В свою очередь из среды их земляков и сородичей вышли другие образованные люди, и процесс повторился уже на другом уровне развития.
Год рождения Бато-Далая Очирова исследователи путают, пишут 1873, 1874, 1875. Я остановился на той, которая указана в Википедии – 1874 год. Он – хори-бурят из рода Абхан харгана. Места его рождения и проживания мне хорошо известны, а потому представляю, как он пас овец, гурты коров, осматривая бледно-голубые дали, от приононских степей до границ Монголии.
Вот его карьерный рост. Учился в Агинской приходской школе, затем в Читинском городском училище. Окончив училище, он три года работал учителем в Агинской школе. Административную работу познавал, работая в канцелярии тайши Агинской Степной думы Жиана Бодиина. После земельной реформы и отмены самоуправления бурят-монголов, в 1901 году Бато-Далая Очирова избрали старшиной Агинской волости. Фактически руководителем агинских бурят-монголов.
В книге «Труды Агинской экспедиции», изданной в 1908 году, есть очень интересные строки, характеризующие время: «Большую помощь, как непосредственным участием, так и содействием, оказал производству переписи Агинский инородческий старшина, бывший член Государственной Думы второго созыва Бато-Далай Очиров.
Необходимо отметить следующую весьма важную особенность переписи 1908 года, сравнительно с переписью 1897 года, а именно – количество бурят, кочующих в Монголию. В виду того, что большое число инородцев или часть года или круглый год проживают в пограничной Монголии, сюда был командирован статист-учитель Базаров, который при содействии Б. Д. Очирова и произвёл подворную перепись бурятских хозяйств, здесь проживающих».
Отсюда видно, что в 1908 году российско-монгольская граница, практически, не охранялась и бурят-монголы свободно кочевали по территории Монголии.
В 1905 году Бато-Далай Очиров вошёл в состав делегации, ездившей в Санкт-Петербург для восстановления Степных дум. Делегация также требовала права избрания своего депутата в Государственную думу. И такое право бурят-монголы получили, но Степные думы власть не восстановила.
В феврале 1907 года Бато-Далай Очиров был избран депутатом Государственной думы второго созыва, который работал с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Три с половиной месяца. Дума была распущена из-за резкой конфронтации с властью. Из переписки Бато-Далая Очирова с земляками-товарищами видно, что он разочаровался в работе думы.
Бато-Далай Очиров вернулся в Агу и продолжил работу по переустройству жизни своих земляков. В 1908 году он основал первое в Забайкалье кредитное товарищество. Оборотный капитал только за первый год его работы составил 100 тысяч рублей. Товарищество выдавало населению денежные ссуды под 4-5 процентов годовых. Это было то, что нужно животноводам. Но вскоре выяснилось, что кредитное товарищество не имеет возможностей для удовлетворения потребностей населения в товарах. Следовательно, организацию надо преобразовать в потребительский кооператив, что и было сделано.
Бато-Далай Очиров – первый кооператор Забайкальского края, доказавший, что рынок и кооперация являются подлинными двигателями экономики. Данные, опубликованные в «Трудах Агинское экспедиции» 1908 года показывают, что на 1908 год проживало: в Агинское волости – 19139 бурят-монголов обоего пола, в Цугольской волости – 19445, всего – 38548 человек.
Кредитное товарищество, основанное Бато-Далаем Очировым, занималось покупкой и продажей китайского чая, хлеба, сельскохозяйственных орудий. Он очень серьёзно противостоял колонизации края китайскими торговцами, что вызывало у них резко недовольство деятельностью кооператива и Бато-Далая Очирова. 
При преобразовании товарищества в потребительский кооператив Бато-Далай Очирова ратовал за открытие в Агинской степи животноводческих ферм, травосеяние. Его намерения были близки по замыслам к работам Александра Васильевича Чаянова (1888-1937), основателя междисциплинарного крестьяноведения и всех форм кооперации. В местности Хойто-Ага Бато-Далай Очиров создал животноводческую ферму, там разводил коров холмогорской и костромской пород, белых английских свиней.
Видимо, все люди, подобные Бато-Далаю Очирову и Александру Чаянову склонны к просвещению и гуманитарным наукам. В 1909 году Бато-Далай Очиров основал «Общество просвещения бурят». Благодаря деятельности именно этого общества открыты начальные школы во многих местах Агинского и Цугольского ведомств – в Чиндалее, Зуткулее, Хойто-Аге, Догое, Кункуре, Цуголе. В 1911 году начаты занятия в Агинском приходском четырёхклассном училище.
Заботясь о просвещении бурят-монголов Бато-Далай Очиров содействовал учреждению специальных стипендий для бурят-монгольских учащихся, желающих учиться в школах, училищах и высших учебных заведениях.
Бато-Далай Очиров одновременно со своей работой состоял в Читинском подотделе Русского географического общества, Обществе изучения Сибири и улучшения её быта, Читинском сельскохозяйственном обществе и был инициатором разведения новых пород крупного рогатого скота, исследований местной флоры и фауны.
Он также занимался литературной и переводческой деятельностью, сотрудничал с газетами «Жизнь на Восточной окраине» (Чита), «Сибирская жизнь» (Томск), «Сибирь» (Иркутск) и периодически посещал Санкт-Петербург, где была опубликована часть его переводческих работ. В отделе национальных литератур республиканской библиотеки хранится экземпляр его перевода знаменитого сборника изречений Будды «Учение Будды под названием Дхаммапада, или Путь истины» (подготовлен в издательстве «Наран», основанном в 1906 году Агваном Доржиевым) и ряд переведённых административных документов, напечатанных в Типографии Императорской Академии наук.
Помимо упомянутого перевода «Дхаммапады», в издательстве «Наран» были подготовлены переведённые Бато-Далаем Очировым «Распоряжения и законы, изданные в связи с распределением общинных земель в Забайкальской области», содержащие извлечения из Российских законов и проекты законоположений, касающихся населения Забайкальской области.
«Как национальный деятель Б-Д. Очиров активно выступал за широкое развитие культуры и просвещения среди бурят, за сохранение и приумножение традиционных обычаев и обрядов, в защиту своего народа от всяких притеснений со стороны ретивых царских администраторов, за мирные взаимоотношения бурят и русских. Авторитет его был высок не только у бурят, но и русского населения. Примером может послужить избрание Очирова председателем съезда русских крестьян и бурят в Чите в 1911 году, на котором обсуждался вопрос о земских податях и повинностях, притом он был избран голосами русских крестьян», – писал о нём историк и монголовед Шираб Бодиевич Чимитдоржиев.
По сведениям Жигмита Тумуновича Тумунова (1921-2015) Бато-Далай Очиров «перевёл на бурятский язык более 100 басен И. А. Крылова, сборник рассказов и басен Л. Н. Толстого, составил учебник арифметики и издал несколько этнографических статей и брошюр». У И. А. Крылова, как известно, 236 басен, а произведения Л. Н. Толстого – картины, охватывающие русскую жизнь, взглядом буддийского мудреца.
Но наследие Бато-Далая Очирова до сих не систематизировано, не изучено в должной мере. Работы, которые относят к Бато-Далай Очирову, якобы, были сожжены после его смерти. Но почему, когда и кем?
Очевидно, что Бато-Далай Очиров был политическим деятелем и предпринимателем, чиновником и литератором в одном лице. Будучи членом различных обществ, в числе которых Русское географическое общество, общество изучения Сибири, Читинское сельскохозяйственное общество, он способствовал изучению флоры, фауны и ландшафта Забайкалья, сам изучал историю родного края и призывал к этому других.
Умер Бато-Далай Очиров трагически: разбился в степи, упав с коня. Картина его земляка Доржи Гомбоева «Смерть Бато-Далая Очирова», где узнаваема родная степь, отражает не лучший момент в истории бурят-монгольского народа, но взывает к памяти. Но и год смерти Бато-Далая Очирова также не имеет точной даты: пишут то 1913, то в 1914…
Американский монголовед Роберт Рупен (1922-2015) в своей работе «Бурятская интеллигенция», изданной в 1956 году, писал о нём: «Он также устраивал стипендии для бурятских студентов, учившихся в русских университетах, и перевёл на монгольский язык многие басни Крылова и рассказы Толстого. В течение десяти лет признанный лидер нерусских народов Сибири, инородцев, он трагически погиб в 1914 году, когда его лошадь споткнулась и сбросила его. Незадолго до своей гибели, он говорил о переносе своей деятельности через русскую границу, во Внешнюю Монголию, где он намеревался создать школы, а также кредитные и кооперативные организации, давая таким образом намёк относительно своего пан-монгольского чувства».
Скульптуры и книги, посвящённые виднейшим деятелям бурят-монголов, ещё ждут своих авторов. Всему своё время. Именем Бато-Далая Очирова назван музей в селе Цокто-Хангил. И это только начало открытия настоящего образа Бато-Далая Очирова монголам мира и России.


Рецензии