1876-1935. Дамдинцыренов Даба

Представители старшего поколения Цокто-Хангила помнят Даба Дамдинцыренова. До 1986 года мы о нём почти ничего не знали. В 1986 году доктор исторических наук Буянто Сайнцакович Санжиев (1912-2000) в Бурятском книжном издательстве выпустил книгу «Ярослав Гашек – интернационалист», посвящённую интереснейшим страницам всемирно известного чешского писателя и политкомиссара Красной Армии Ярослава Гашека. Широкие круги читателей разных стран знают Гашека, прежде всего, по его знаменитому сатирическому роману «Похождения бравого солдата Швейка», где показан период первой мировой войны.
Автор книги Б. С. Санжиев на основе достоверных источников, часть которых впервые введена им в научный оборот, освещает в своей работе участие выдающегося чешского писателя Я. Гашека в разгроме колчаковщины и упрочения Советской власти в Восточной Сибири как одного из организаторов интернациональных отрядов Красной Армии, политкомиссара 5-й Армии, редактора первой советской газеты на бурят-монгольском языке, талантливого пропагандиста и пламенного поборника братской дружбы народов Советской России и Чехословакии. На страницах этой книги автор подробно рассказал о ближайшем соратнике Ярослава Гашека, об инструкторе-агитаторе интернационального отделения 5-й Армии Даба Дамдинцыренове.
О нашем земляке автор пишет: «Даба Дамдинцыренов – сын скотовода из агинской степи Забайкалья, образование получил в Иркутске, до революции работал учителем, был мобилизован на тыловые работы на Западный фронт в качестве переводчика среди реквизированных бурят. Кроме родного языка, Даба в совершенстве владел русским языком. С осени 1917 года в рядах Красной гвардии, член РКП (б) с 1919 года. Служил сотрудником политотдела 7-й кавалерийской дивизии 11-й Армии Кавказского фронта.
В конце августа 1920 года Даба Дамдинцыренов прибыл в Иркутск в распоряжение политотдела 5-й Армии, был прикомандирован к интернациональному отделу для политической работы среди бурятского населения и стал ближайшим помощником Ярослава Гашека. Был активным участником издания первой советской газеты на бурятском языке, одним из её авторов. Он неоднократно бывал в Селенгинском и Тункинском аймаках Бурятии, где выступал с докладами и лекциями о внутреннем и международном положении Советской республики, по вопросам национальной и аграрной политики РКП (б).
Активные участники советского строительства в Селенгинском аймаке, коммунисты 1920-х годов Б. Ц. Цоктоев, Ц. Д. Зориктуев, Ц. Лхамажапов и Г. Д. Дандаров характеризовали Д. Дамдинцыренова как убеждённого коммуниста и опытного политработника Красной Армии».
Первый номер бурятской газеты «Ур» вышел в сентябре, а следующий – в октябре 1920 года. Газета «Ур» печаталась на старомонгольском и русском шрифтах, тиражом в 2500 экземпляров. Ярославом Гашеком было написано много статей для газеты «Ур». В качестве переводчиков привлекались учитель Иннокентий Иванович Тунуханов, хорошо знавший бурятский и монгольский языки, и ещё два студента-бурята.
В издании газеты «Ур» непосредственно участвовали инструкторы-агитаторы интернационального отделения Даба Дамдинцыренов и Ардан Маркизов, коммунист с 1920 года, который впоследствии был одним из активных участников коммунистического строительства в Бурятии. Ардан Маркизов работал руководителем областной контрольной комиссии ВКП (б), был членом бюро обкома партии, наркомом земледелия Бурят-Монгольской АССР.
В то время, когда Ярослав Гашек работал в Иркутске, там же находились вожди народной революции в Монголии Дамдины Сухэ-Батор и Хорлогийн Чойболсан. Они изучали опыт партийного, советского и военного строительства, устной и печатной пропаганды, занимались подготовкой к изданию революционной газеты на монгольском языке. Они встречались и общались с Ярославом Гашеком. Первый номер газеты «Монголын ;нэн» («Монгольская правда») вышел в Иркутске 10 ноября 1920 года.
Даба Дамдинцыренов как опытный партийный политработник, хорошо знающий монгольский язык, вместе с частями Красной Армии прибыл в 1921 году в Монголию в период борьбы с дивизией барона Р. Ф. Унгерна (1886-1921), а затем стал служить в Народно-Революционной Армии.
На страницах газеты «Буряад ;нэн» от 19 мая 1988 года была опубликована статья профессора И. Тугутова «Один из первых журналистов» о Дабе Дамдинцыренове.  Там он предоставил интересную анкету коммуниста Д. Дамдинцыренова, написанную собственноручно 1 июля 1919 года. Давайте ознакомимся с этой анкетой и мы с вами.

Фамилия, имя, отчество: Дамдинцыренов Даба
Возраст: 43 года
Год и месяц вступления в РКП (б): с 1919 года
Родной язык: бурятский
Образование. Где учился: Иркутское городское училище
Какие основные должности занимал, где и в каких органах:
а) До 1905 года учительствовал
б) С 1905 по 1917 года опять учительствовал
в) С марта 1917 года до октября работал переводчиком
г) С октября 1917 года по настоящее время в Красной Армии
Какую должность занимаете в настоящее время (подробно):
Красноармеец, кроме службы инструктор по учёбе.

1 июня 1919 года

Анкетным данным нужны некоторые расшифровки.
Даба Дамдинцыренов до первой революции работал учителем среди хоринских бурят. В конце 1913 года приехал в Агу. Где бы ни работал, Даба Дамдинцыренов неизменно пользовался большим уважением среди жителей степи. Наряду с обучением детей, он занимался просвещением всего взрослого населения. На недостойных жизненных примерах лам разоблачал отрицательные последствия буддийской религии. За это ламы агинского дацана в период летнего хурала объявили учителя Дамдинцыренова «Ороолоном» (оборотнем. В.Б), предупредили верующих больше не встречаться с ним. Это произошло в 1914 году. Прошло два года и Даба Дамдинцыренов вместе со своими земляками-бурятами был мобилизован на тыловые работы в качестве переводчика. Он вынужден был вступать в трение с царской охранкой, постоянно защищать интересы мобилизованных неграмотных бурят-монголов.
Летом 1917 года он возвратился в родной Цокто-Хангил. Некоторое время жил у родителей, после чего уехал обратно в Петроград. Был охвачен революционным событиями, которые, видимо, сильно повлияли на его сознание.
В 1918 году Даба отправил домой весточку, где сообщил, что любуется чудесами природы и красотой моря с высоты Кавказских гор.
В 1919 году в должности сотрудника политотдела 7-й кавалерийской дивизии 11-й Армии Кавказского фронта Даба Дамдинцыренов прошагал по горячим пескам Астрахани от Пятигорска до Цырицына. А в следующем, 1920-м, году Даба Дамдинцыренов приезжает в Иркутск, в распоряжение политотдела 5-й Армии, где вместе с Ярославом Гашеком выпускает первую бурятскую газету «Ур». Затем в 1921 году едет в составе Красной Армии в Монголию.
Известно, что в 1925 году Даба Дамдинцыренов приезжал в родной Цокто-Хангил навестить родителей, но, не застав их в живых, уехал обратно. Знатоки и старожилы говорили, что Даба Дамдинцыренов умер в городе Улан-Батор в конце (в декабре? В.Б.) 1930 года. Было ему 54 года.
Ветераны Цокто-Хангила рассказывают, что родители Даба Дамдинцыренова раньше жили в местности Та;архай, которая, как известно, находится в трёх километрах от центральной усадьбы колхоза имени XXII партсъезда. Что характерно, именно в Та;архае, в июле 1930 года 15 семей бедняков впервые на земле Цокто-Хангила создали ТОЗ имени 8 марта. Одним из первых членов ТОЗа был родной брат Даба – Наран Дамдинцыренов.
Наран Дамдинцыренов был грамотным человеком, он – активный участник и организатор колхоза, занимал ответственные и руководящие должности. У него двое детей. Сын – Болот Наранов живёт и работает в посёлке Агинское, дочь Долгор живёт в Цокто-Хангиле.
Родители Даба Дамдинцыренова – отец Балданов Дамдинцырен и мать Очирова Дарима. В их семье выросли девять детей – трое сыновей и шестеро дочерей. После старшего Жамьян-Содбы Даба был вторым. За ними следовали сёстры – Нагмит, Баради, Балма, Лхама, затем – брат Наран и сестры – Пагма и Дыжидма.
Старейшина Цокто-Хангила, восьмидесяти восьмилетний коммунист Жаргал Нимаевич Нимаев рассказывал, что Даба Дамдинцыренов рос в семье смышлёным мальчиком. Получить образование, закончить городское училище в Иркутске, помог его родной дядя Бато-Далай Очиров, брат его матери.
При этом я нисколько не сомневаюсь, что непосредственный исполнитель идей партийных организаторов – Даба Дамдинцыренов. Причём – не только первой бурятской газеты «Ур», но и, возможно, первой монгольской газеты «Монголын ;нэн» эпохи социализма, поскольку в то время, в тех условиях и среде, где находился, он должен быть не только наиболее лучшим знатоком старомонгольской письменности, но и самым необходимым посредником между русскоязычной и монголоязычной аудиторией, ибо происходил из восточных бурят-монголов, но жил в Иркутске. Эти факты – главные условия создания монгольской газеты в российских условиях того времени. Следовательно, Даба Дамдинцыренов лучше других большевиков знал монгольский мир. К тому же – член РКП (б) с 1919 года, воевал в европейской части России. Лучшей кандидатуры и придумать нельзя...
Рядом с ним находились ещё два бурят-монгола, это известные Иннокентий Тунуханов и Ардан Маркизов. В 1920 году Иннокентий Тунуханов получил назначение в первую аларскую советскую школу 2 ступени. Ардан Маркизов, как нам известно, человек другого масштаба и карьеры, легендарная личность, один из первых руководителей Республики Бурят-Монголия. Отец Гели Маркизовой, которая сфотографирована на руках Иосифа Сталина. Работа в политотделе 4-й Армии для Ардана Маркизова – только этап его партийной работы. Конечно, они – тоже соавторы первой бурят-монгольского издания советского периода, рассказывающего о новых временах. Экземпляры газеты «Ур» не сохранились. Но она была!
Судьба Даба Дамдинцыренова стала известна, благодаря только эпизоду с газетой, далее она неизвестна. По воспоминаниям очевидцев, Даба Дамдинцыренов умер в 1935 году в городе Улан-Батор.
Мой опыт издательской деятельности, а также многолетнее знание способностей, возможностей организаторов и исполнителей подсказывает, что моё предположение правильное: один из создателей первых газет монголов мира социалистической эпохи – Даба Дамдинцыренов.

Сотрудники политотдела 5 армии. Шестой слева Ярослав Гашек. В этом коллективе была создана первая бурят-монгольская газета «УР». На фото тех лет нет фотографий бурят-монголов, но именно они работали над созданием первой газеты бурят-монголов на старомонгольском языке.


Рецензии