Солнце с ушками

Так бывает зимой на морозном рассвете. Лучи едва выступившего из-за края земли солнца, дробясь в ледяной атмосфере, воздвигают вокруг себя радужную дугу, концы которой опираются на заснеженный пейзаж. По обеим сторонам на этой плавящейся разноцветным огнем дугообразной арке вспыхивают боковые отсветы - паргелии. Встающее солнце в центре всей композиции подобно при этом пламени свечи – слегка вытянутое вверх, очень-очень яркое белое пятно. Боковые паргелии могут также выглядеть как свечи, а могут сиять в стороны от центра, напоминая две хвостатые звезды, с двух сторон летящие в круг… летящие - и остающиеся неподвижными.

«Солнце с ушками», - говорили когда-то в старину люди в русских деревнях и городах, наблюдая в небе такие картины.

К сожалению, я никогда не видела «солнце с ушками». Современная городская жизнь препятствует контакту с природой и наблюдению за атмосферными явлениями. Но если уж это произошло, то впечатление может быть очень сильным, запомниться надолго – иногда на всю жизнь.

Со мной такое случалось, обычно  ЗИМОЙ:  в зимнее время, когда темнеет рано, в морозные ясные вечера на черном небе становятся видны мириады звезд, обычно заглушенных искусственным освещением, скрытых облачностью и/или смогом. И это в городе. А уж если так получилось, что попал за город – то и тем более жди чудес. 

Однажды по стечению обстоятельств я отправилась в далекую поездку на рейсовом автобусе. И вот лежу я в разложенном кресле среди задремавших пассажиров в полутемном салоне и смотрю в высокое, под самую крышу, окно. Погода ясная, и мне отлично видно звездное небо, со всеми созвездиями, о которых я читала, но и только. И, поскольку минуты бегут, то я вижу также  ВРАЩЕНИЕ  НЕБЕСНОГО  КРУГА, усеянного всем этим космическим богатством, вокруг неподвижной точки –  ПОЛЯРНОЙ  ЗВЕЗДЫ,  сияющей на рукоятке ковша Малой Медведицы. Никогда ни прежде, ни потом мне такого наблюдать не приходилось.

В глубокую старину, когда наши предки были в гораздо большей степени охотниками, чем земледельцами, комплекс созвездий  МЕДВЕДИЦ,  БОЛЬШОЙ и МАЛОЙ, они называли  ЛОСЕМ и  ЛОСЕНКОМ, потому что верили, что этих обитателей лесных чащоб им на потребу присылают две небесные богини-лосихи. Русские люди называли созвездие Лосем еще и в XV веке, если не дольше, а в деревнях вышивальщицы привыкли украшать свои работы образами лосей и оленей. Позднее для земледельцев, вытеснивших наконец охотников, это были  СТОЖАРЫ,  потому что стожар – неподвижный шест внутри стога, его основа; основа небесного стога – удивительная звезда, вокруг которой движутся хороводом остальные звезды.

Ни медведей, ни лосей мне разглядеть в звездном скоплении не удалось, но Полярная звезда, сверкающая точка на небосводе, явилась мне во всем своем неподвижном великолепии.
 
Зато созвездие ОРИОНА, которое мне также в удачное время удалось наблюдать, не оставило у меня ни малейших сомнений в том, что его рисунок имеет антропоморфные черты, как и явствует из его названия.

У нас в северном полушарии Орион доступен для наблюдения с осени по весну, но отчетливее всего виден в середине зимы. Наверное, это и была середина зимы. Возвращаясь домой вечером, именно таким как надо – холодным, безоблачным и распахнутым прямо в космос, на открытом пространстве, образуемом среди многоэтажной застройки местным прудом, ставшим подо льдом и снегом ровной белой площадью, я без труда разглядела  НЕБЕСНОГО  ВЕЛИКАНА,  словно бы медленно шествующего по кромке горизонта. Удивительно, как точно рассеянные звезды собирались в его огромную фигуру! И его знаменитый  ПОЯС,  одетый немного наискось, сверкал тремя своими звездными алмазами. 

С Орионом мне вообще везло. Погостив в такое же время года в пригороде у родни, я лицезрела его над верхушками местной рощи еще более ярким.

Там из ночи смотрит Орион,
Опершись рукой на черный лес…

Поскольку лучший обзор созвездия приходится на декабрь-январь, то в Древней Руси в нем видели  КОЛЯДУ  – хозяина года (годового круга - КОЛО, Коловорота), появлявшегося лично в период зимнего солнцестояния. И если уж современный человек при подобной встрече испытывает чувства, близкие к восторгу и благоговейному трепету, то что говорить о чувствах людей, живших с природой, что называется, лицом к лицу, на короткой дистанции!   

Больше мне любоваться Орионом-Колядой как-то не приходилось – все, знаете, дела, заботы, некогда на небо лишний раз взгляд бросить. И даже из окон моего нового жилья, расположенного под самой крышей многоэтажного дома, я его больше не видела. Зато моими стали все  РАДУГИ,  в том числе те, которые образуют несколько дублирующих друг друга разноцветных дуг, напоминая анфиладу из светящихся арок. И  ОБЛАКА,  плывущие почти напротив моих окон, любят тешить меня игрой своих форм.

Иногда мне кажется, что я нахожусь в ложе  НЕБЕСНОГО  ТЕАТРА,  на сцене которого бесконечно меняются декорации. Действующие лица, правда, при этом, остаются все теми же: облака, луна ночью, солнце днем, а также голуби, залетающие на балкон, и вороны, любящие балансировать на протянутом между домами кабеле. Наблюдать за ними бывает небезынтересно, могу сказать, но об этом – в другой раз. А пока – все тот же вздох о том, что мне не удалось еще увидеть  СОЛНЕЧНОЕ  ГАЛО,  которое когда-то очень мило назвали  «СОЛНЦЕМ  С  УШКАМИ».  Но я, каждое утро подходя к окну (тем более сейчас, в зимнее время), не теряю надежды.
(09.02.2026)


Рецензии