Биофикшн. Новая художественная реальность?

Понятие биофикшн («вымышленная биография»), часто употребляется в последние годы применительно к художественным произведениям в литературе, живописи, кинематографе. Ключевым элементом данного направления является фактически перемешивание фактов и событий из жизни реальных исторических персонажей с выдуманными и не имевшими места в действительности событиями.
Принято считать, что с научной точки зрения понятие «биофикшн» начало обсуждаться в 1937 году, когда Дьердь Лукач в своей книге «Исторический роман» отметил популярность биографических форм в исторических романах того времени. В свою очередь в 1955 году американский литературный критик Карл Боде вводит понятие биографический роман, а в 1965 году в книге «Искусство биографии» Поль Мюррей Кенделл употребляет термин «вымышленная биография» (fictional biography) или биофикшн.
У литературных критиков до сих пор нет единого мнения относительно тождественности просто биографической прозы и биофикшна, как гибридного жанра. Последний часто трактуется, как более широкая сущность, которая может включать в себя как простое упоминание или представление исторической личности на фоне вымышленных героев произведения,  или демонстрацию чувств, переживаний исторического лица, не находящих никакого подтверждения в реальной биографии. При этом, безусловно, биографический роман также претендует на существование в качестве отдельного литературного жанра.
У критиков гибридных жанров биофикшна и его производных автофикшна (автобиографии  с элементами вымысла), экзофикшна (попыток встроить вымышленные факты в существующую реальность, например, описание жизни реального человека  с придуманными сновидениями)  справедливо возникает вопрос о новизне данных понятий.
В самом деле, непреложным является факт, что практически любой серьезный нарратив, в той или иной степени содержит то, что сейчас называют «биофикшн».
 Жизнеописания с элементами вымысла, в том числе иллюстрированные существовали со времен наскальной живописи. Клейма на иконах с жизнеописанием святых, не могут не содержать авторского видения событий, создающих списки икон. На иконе преподобного Александра Свирского, находящейся в Успенском соборе Московского Кремля – 129 клейм, расположенных в 12 рядов. Вероятно, это наиболее подробное иллюстрированное иконописное жизнеописание, отчасти вымышленное изографом, во всяком случае, содержащие его видение фактов биографии, но называть его в чистом виде  биофикшном, видимо, неправильно.
Вышедшая в 2016 году в серии «Жизнь замечательных людей» книга Королева А.С. «Илья Муромец» о былинным богатыре Илье Муромце, не являясь по сути биографией, тем не менее фиксирует большую часть вымышленных историй о жизни мифического персонажа, историй в которых фигурируют и элементы биографий реально живших людей. В свою очередь в детском кинематографе художественные и мультипликационные фильмы о былинных богатырях «додумывают» биографию, как бы превращая ее в реальность.
По мнению некоторых литературных критиков, биофикшн возникает именно там, где на полноценную биографию не хватает материала, или там, где автор пытается интерпретировать факты, не имея на это достаточных оснований.
Следует отметить, что в последние годы мы наблюдаем настоящий расцвет биографического кино и иных форм визуального представления, наиболее рельефной и быстроразвивающейся из которых является генерация мультимодальных художественных образов с применением технологий искусственного интеллекта.
Если в традиционном кинематографе при создании фильмов и сериалов придумыванием и интерпретацией новых фактов занимаются люди, которые просто не могут обойтись без серьезного "докручивания" истории жизни с элементами личного отношения к киногероям, искусственный интеллект заточен на то, чтобы самому придумывать и интерпретировать факты, опираясь исключительно на поставленную пользователем творческую задачу, но зато он способен делать бесконечное количество раз, не оглядываясь на предыдущие результаты своей работы.
Особенностями современного биофикшн-кино является выбор определенной трактовки событий и отношения к ним (в отличие от реальной напечатанной биографии, допускающей различные версии поступков и поведения), значительное количество киногероев - реально существовавших персонажей, ориентация сценария на наиболее яркие вехи жизни главного героя, или главных героев, демонстрация событий эпохи через жизнь конкретного человека, придумывание несуществующих коммуникаций между героями, «помещение» реальных событий в несуществующую реальность или реальности, построение жизнеописания или жизнеописаний через устный рассказ, воспоминание.
Примером яркого биофикшн –воспоминания служит, в частности фильм «Титаник» (1997 год, режиссер Джеймс Кемерон). Кинокартина сюжетно может трактоваться как «биография» вошедшего в историю корабля от момента выхода в первое плавание и до гибели. История, представлена в виде воспоминания, поэтому отдельные неточности «прощаются» зрителем путешественнице, пережившей кораблекрушение, пересказывающей свою версию катастрофы и историю любви, в которую вкраплены реально существовавшие исторические персонажи, например, капитан корабля Смит, Эдвард Джон, конструктор «Титаника» Томас Эндрюс-младший и другие.
Нужно заметить, что отдельные биографии исторических личностей настолько тщательно проработаны исследователями, что мы можем без труда представить себе (просто вспомнить), например, даже и без специальной подготовки положительных и отрицательных героев в окружении А. С. Пушкина и их действия и реплики, хотя полноценная экранная биография великого поэта так пока и не создана. Режиссеру такой картины не придется придумывать поэту окружение и многие реплики для сценария. И такой фильм будет почти «правдой», однако и без художественного вымысла в нем, конечно, не обойтись.
Является ли любое кинематографическое воплощение реального лица биофикшном?
Наверное, ответ - и «Да», и «Нет».
Мы не видели какого цвета было солнце в день дуэли Александра Пушкина, мы не знаем, как в действительности выглядел тогда Санкт-Петербург, все это в будущем фильме про поэта будет додумано режиссером, как часть кинобиографии гения.  Но все это, конечно, мелковато для настоящего «фикшна».
С другой стороны, фильм о том, как Александр Пушкин не погибает на дуэли, а перебирается во Францию и продолжает творить под именем Александра Дюма, потом возвращается на время в Россию и встречает свою старую любовь -  это скорее гиперфикшн, в котором множество биографий и несуществующих событий сплетутся воедино, а жанр биографии смешивается с жанром альтернативной истории.
Нашумевший сериал «Карамора» (2017 год, режиссер Данила Козловский) тому пример. Реальные исторические личности персонажи и их биографии «вплетаются» в несуществующую реальность того, что абсолютно все монархические династии в Европе состоят из вампиров.
Кровососами, обладающими сверхспособностями, включая бессмертие, являются и практически все представители европейского высшего света, включая российских аристократов. Многие исторические загадки сразу очень просто «разъясняются». Почему не удавались покушения на Александра Второго?  Да; просто потому что не использовались серебряные пули, а вот когда начинили бомбу террориста Гриневицкого кусочками серебра из столового сервиза все и прекрасным образом получилось. Петра Столыпина – главу Священной дружины вампиров террористу Багрову также удается убить лишь серебряными пулями. Та же история и с Григорием Распутиным. Уничтожить этого исторического персонажа получается лишь с помощью серебра.
В сериал вплетаются и частично модернизируются кусочки биографий Иосифа Сталина, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Федора Шаляпина, Льва Толстого. Весь этот сделанный с юмором блендинг альтернативной истории и множества биографических отрезков, наложенных на реальные события и создает неповторимое и удивительное смешение жанров.               
В сериале «Троцкий» (2017 год, режиссеры Александр Котт и Константин Статский) биофикшн скорее "со знаком минус". Сериал претендует именно на биографичность, но «фикшн» содержит откровенно выдуманные факты, которых не было и не могло быть в реальной жизни. Это и сексуально-эротическая связь Льва Троцкого и Раисы Райснер, - факт, нелепым образом смешивающий две биографии крупных деятелей русской истории, и откровенная демонизация Льва Троцкого, отправляющего в топку паровоза кресты на православном кладбище.
Есть и откровенные исторические несоответствия, например, о сговоре тяжело больного В.И.Ленина с Л.Д.Троцким с целью вывода И.В.Сталина из числа руководителей партии и государства. Поскольку сериал построен  как биография, основанная на отдельных реперных точках и не являющаяся «альтернативной историей»  его можно назвать  частично сфальсифицированным, испорченным биофикшном, не соответствующим историческим реалиям  и не отражающим большую часть документальных свидетельств о жизни многих персонажей.
Зачастую в биофикшн-истории присутствуют несколько самостоятельных сюжетных линий, некоторые из которых могут быть полностью вымышлены, а некоторые вымышлены лишь частично. Примером такой «кинобиографии» может быть сериал «Есенин» (2005 год, режиссер Игорь Зайцев). По сути авторы пытаются представить альтернативную версию смерти С.А. Есенина и расследование этой версии, предпринятое в советское время, с одновременной демонстрацией авторских трактовок эпизодов жизни великого поэта, его последнего дня и «убийства». По сути, за исключением эпизодного построения некоторых «главных» событий в жизни поэта, определенных авторами, и временных блоков, обе сюжетные линии, также ход предпринятого расследования обстоятельств смерти, весь сериал, включая роль окружения С. А. Есенина в его судьбе, становление и характер поэта является исключительным авторским видением.
Современное художественное и интеллектуальное творчество претерпевает значительные изменения. Развитие искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности фактически приводит к ситуации, когда в недалеком будущем человек сможет не «выбрать из предложенного», а создать контент «для себя», пускай и с использованием значительных вычислительных и интеллектуальных ресурсов.
Появление компьютерных игр, интерпретирующих и моделирующих, в том числе поведение реальных исторических личностей, таких, как  Dante’s Inferno (2010 г. – Данте), Assassin’s Creed (2007-2025 Леонардо де Винчи, Чезаре Борджио, Альфред Великий) и других фактически создают интерпретации действий исторических персонажей в жанре биофикшн.
Большие генеративные модели и их дальнейшее развитие определят будущее мирового кино и компьютерных игр, а биофикшн в кино будет, скорее всего определяться, степенью погружения самого автора в мир создаваемой им новой реальности.
Возникает закономерный вопрос, не является ли биофикшн этаким жанром будущего? Не сможет ли человек в недалеком будущем «трактовать» и дополнять, в том числе и собственную биографию, создавая последовательными запросами (промтами) видеоконтент, новые фильмы и сюжеты через призму своего восприятие реальности? Не станет ли мультимодальность возможностью полного погружения в сгенерированные события эпохи, с возможностью их изменять – «спасать Пушкина» в той самой дуэли.
В настоящее время создание нового «художественного» текста с помощью генеративной модели DeepSeek занимает всего несколько секунд. Запрос вида «напиши короткий сценарий о том, как А.С. Пушкин отправляется на дуэль с Дантесом и как друзья и царь Николай Первый пытаются его отговорить» приводит к моментальному появлению текста сценария с логлайном, авторской концепцией, главными героями и основными сценами.
Генерация полноценного видео по этому или любого другому сценарию с любыми, на усмотрение автора (авторов) актерами позволит создавать полноценные кинематографические версии, игры – вселенные с конкретными персонажами, бесконечное количество новых реальностей, которые и станут элементами искусства будущего.
Погружение автора (авторов) в эти модели, оживление действующих лиц сделают биофикшн новой художественной реальностью, в которой события трактуются самими историческими персонажами в зависимости от тех качеств, которыми их наделили группы авторов, результатов обучения, вариантов интерпретации событий.


Рецензии