Роман Лемнер - очередное разрушение литературы
Красноречива аннотация к изданию: «Русский постмодернизм – переосмысленный, но по-прежнему беспощадный – наконец-то находит серьёзную тему и настоящего героя. Новый роман Александра Андреевича Проханова посвящён авантюрам, подвигам, неистовым страстям, чудовищным злодеяниям Михаила Лемнера – персонажа русской истории, который не раз выходил на авансцену то Степаном Разиным, то Емельяном Пугачёвым, а то героями Русской Весны. Лемнер напоминает Евгения Пригожина – создателя ЧВК «Вагнер», ярчайшего персонажа наших дней».
Неординарна судьба романа: презентацию «Лемнера» в Московском доме книги 29 сентября 2025-го года сняли с афиши, 2 октября роман исчез с сайта «Читай-города», а на маркетплейсе Ozon было указано, что физические экземпляры книги закончились. Какова причина подобной немилости к автору множества известных книг? Раскрою её читателям в своей рецензии: один отрицательный персонаж романа утверждает, что российский президент хранит в кабинете заспиртованные тела своих врагов да ежемесячно омолаживается в ванной розовыми пиявками, насосавшимися кровью китайских девственниц.
Круто, не правда ли?! За такую крутизну можно и загреметь кой-куда, однако проблема в том, что 30 мая 2025-го года Александр Андреевич Проханов получил одну из высших правительственных наград – стал Героем Труда Российской Федерации за особые заслуги в развитии отечественной культуры и литературы. Да и возраст почтенный: 26 февраля сего года писателю исполнится восемьдесят восемь лет, к тому же – множество других наград… Такого голыми руками не возьмёшь!
Подстраховался и сам Проханов: 4 октября прошлого года написал, что его произведение не является хулой на государство и Владимира Путина, сам Лемнер выведен отрицательным героем, а негативные утверждения о президенте «вложены в уста одного из самых отрицательных персонажей романа».
Признаюсь, мне было очень тяжело дочитать до конца все сорок семь глав прохановского «творения». Не раз хотелось прервать чтение, не тратить на него своё время. Такое случалось уже не раз в практике моей работы в Пермском краевом институте повышения квалификации работников образования. Помню, как после 2002-го года издатели стали бешено раскручивать опусы тогда ещё пермского писателя Алексея Иванова, а передо мной стояла задача познакомить учителей с новинками литературы. Я добросовестно прочла объёмные романы А. Иванова «Сердце пармы», «Общага на крови», «Золото бунта», «Географ глобус пропил», наконец, дошла до «БЛУДА и МУДО», прочла страниц двадцать и почувствовала, что хватит с меня сей духовной отравы.
Печально, что по «Сердцу пармы» был снят художественный фильм, ставший глумлением над Православием, снят фильм и по «Географу…», обернувшийся очередной издёвкой над школой и учителем. К счастью, эти киноленты вскоре забылись зрителями. Поясняю, что «МУДО» расшифровывалось, как «Муниципальное учреждение дополнительного образования», и у сотрудников пермского краевого министерства культуры возникла, было, идея подарить книгу педагогам ко Дню учителя, но, к счастью, они вовремя одумались. Конечно, я советовала учителям-словесникам не читать ни А. Иванова, ни В. Пелевина с его «Чапаевым и пустотой», ни В. Сорокина с его «Голубым салом», ни Л. Улицкую с её пропагандой свободного секса, ни прочих разрушителей отечественной литературы. Если в советские времена цензура добросовестно отделяла «зёрна» от «плевел», то с наступлением криминального капитализма окололитературные «плевелы» принялись полностью вытеснять и замещать собой «зёрна».
Для понимания сути прохановских плевел обратимся к содержанию романа, что сходу вводит читателя в мир криминальных разборок и авантюр. Завязкой является заказ модного дизайнера на нескольких привилегированных и хорошо обученных проституток из фирмы «Лоск», принадлежащей преуспевающему бизнесмену-еврею Михаилу Соломоновичу Лемнеру. Хочется сразу же обратить внимание на убогий язык и стиль опуса, коим так восхищались некоторые читатели: «У дизайнера было безволосое липкое лицо. Он напоминал моллюск, у которого раскрывался маленький, как присоска, рот». Поверив на слово заказчику, Лемнер напрасно не отправил сотрудников принадлежавшего ему же частного охранного предприятия «Волк» сопровождать куртизанок и прокололся на излишней доверчивости.
Дизайнеры, разыгрывая спектакль казни средневековых ведьм, привязали девушек к деревьям и подожгли. Со слезами на глазах, испуганные, обожжённые и пораненные «жрицы любви» прибежали обратно к хозяину, доложив, что одна из самых красивых «жриц» – рыжеволосая Матильда погибла в огне. Расправа не заставила себя ждать: «Охранники ходили по комнатам, шелестели выстрелами, убивали в лоб спящих дизайнеров. Командир по имени Вава следил, чтобы работа была безупречной… Лемнер схватил стул и разбил о стену. Вогнал ножку стула в рот дизайнера и несколько раз провернул, видя, как сыплется из окровавленного рта гроздь зубов… Это была расплата с недобросовестными пользователями услуг».
С первых же глав романа автор продолжает держать читателей в напряжении, обрушив на них ещё одну порцию авантюр. Новый заказ поступил от главы личной охраны Президента Леонида Леонидович Троевидова, и тут-то я отдала должное придуманной Прохановым фамилии. Вероятно, Троевидов одновременно имел виды на помощь России от Китая, Америки и Западной Европы, умудряясь глядеть одновременно в три стороны света.
Светоч, так звали первого человека при Президенте, с ходу предложил Лемнеру сделать компрометирующие видеозаписи сексуальных утех нескольких сторонников Запада во властных структурах при помощи самой соблазнительной и способной проститутки. И таковая – по имени Алла и с псевдонимом «Мерлин» – имелась в штате фирмы «Лоск»: «Он разглядел её среди голодных провинциальных девушек, выходящих из вагонов на московских вокзалах, нелепых, немытых, нечёсаных, одетых в жёлтое, красное, синее, как попугаи. Их тут же расхватывали сутенёры…».
Сатиры и шаржи Прохавнова гротескны, всеобъемлющи, универсальны: автор не щадит никого, о чём говорится в последующих главах. Бунт Аллы, успешно выполнившей поручения Светоча, ожидающей ребёнка от Лемнера, твёрдо намеренной порвать с проституцией и вернуться в деревню, завершается её виртуозно придуманной казнью. Пообещав девушке романтическое венчание с ним на Северном полюсе, вероломный еврей ставит перед ней на льдине столик с бутылкой шампанского и букетом алых роз, а сам, бросившись к ледоколу, якобы, за забытыми в каюте обручальными кольцами, даёт команду капитану: «Полный назад!», оставив Аллу умирать от холода на льдине.
Роман, по замыслу его автора, поражает воображение читателей резкими контрастами, и таковыми – вскоре после поездки на Северный полюс – становятся африканские похождения Лемнера. А. Проханов не обошёлся без литературного кощунства, назвав батальон, вверенный властями еврею, именем величайшего поэта России. Теперь вместо гимна «Волка»: «У каждой пули есть своя улыбка» звучит бодрый марш: «Я помню чудное мгновенье». Батальон «Пушкин» совершает дворцовый переворот, меняя президента одной из африканских стран на пророссийского ставленника, воюет с французами, отжимая у них золотоносные рудники, а французского геолога, прилетевшего на военном вертолёте в поисках золота, Лемнер приказывает закопать в яму вниз головой, дабы на дне её искал он драгоценный металл: «Солдаты в две лопаты забрасывали яму. Голова француза скрылась в земле, но он ещё бился. Обмяк, тяжело висел в солдатских руках. Яму забросали так, что из земли торчали башмаки с застёжками. Лемнер содрал башмаки. Обнажились стопы с костяными пятками и кривыми пальцами. Солдаты отаптывали землю вокруг торчащих ног.
— Не понимаю, зачем вверх ногами? — пожимал плечами Вава.
— Так ближе к центру Земли.
— А пятки зачем оставил?
— Пусть загорают.
Кульминаций африканских похождений становится поклонение памятнику Пушкина – уродливой высоченной статуе, торжественно открытой в Банги: «На щеках красовались ритуальные надрезы. В одной могучей руке он сжимал копье с наконечником из красного дерева. В другой руке он держал отсеченную голову Дантеса». «Пушкин был могучим воином! – объявил на открытии памятника Лемнер.
А. Проханов неистощим на самые дичайшие фантазии: в развитии действия женщины африканского племени «шедим» мечут в реках и озёрах икру, которую оплодотворяют чернокожие воины, а выросших из икринок человечков массово отправляют в Россию, замещая ими коренное население. Таков был сатанинский план Анатолия Ефремовича Чулаки, рыжеволосого и веснушчатого западника, главного противника консерватора Светоча. В образе Чулаки легко угадывается сбежавший из России Анатолий Чубайс.
В сюжетных перипетиях романа Лемнер призван оказать важнейшие услуги трем «серым кардиналам» Кремля – Светочу, Сюрленису и рыжему Чулаки, но таинственная его спутница Лада Веретенова то и дело намекает главному герою об особой его роли в русской истории и о собственном величии как потомку Романовых и претенденту на престол. Здесь важнейшей художественной деталью становится золотой пистолет, с которым Лемнер бесстрашно бросается в любой бой.
Закаленного в криминальных войнах командира батальона «Пушкин» после Африки отправляют на Украину, а затем и с Россию – подавлять мятеж либералов. Примечателен список мятежников-либералов: помимо Анатолия Чулаки в нём ректор Высшей школы экономики Лео, режиссёр модного театра Серебряковский, видный публицист Формер, вице-премьер правительства Аполинарьев. Остро карикатурен сам мятеж с взятыми из морга и положенными в гробы под российскими флагами мертвецами, преподнесёнными наспех собранной толпе как напрасные жертвы развязанной Троевидовым войне на Украине.
Немалая роль в романе отведена образам двойников Троевидова: в одной из гротескных сцен награждения Лемнера Орденом Мужества командир батальона «Пушкин» видит розовый шрам на горле президента и второй шрам возле его уха, после чего у главного героя окончательно созревают мысли о собственном Величии в русской истории.
По мнению одного из критиков, Проханов пишет роман о России и путается в «России Райской», «России Подлинной», «России мнимой», России – Богородицы и Дьяволородицы. России, уводящей Лемнера на путь Гришки Отрепьева, но и преграждающей ему дорогу на Москву.
Кульминацией чрезмерно затянутого романа являются сцены описания самоубийственных штурмов на войне с Украиной. Батальон «Дельфин» сформирован Лемнером из отъявленных преступников, средь которых людоед и маньяк. Слепые из «Око» призваны подрываться на минах противника. Батальон «Магдалена» – блудницы, идущие на пулеметы в мини-юбках и туфлях на хрустальных подошвах, и, наконец, состоящий из детей батальон «Тятя» призван самим своим появлением на поле боя неожиданно устрашить противника.
Каковы отзывы читателей на «Лемнера»? Привожу некоторые из них.
– Прочитал книгу на одном дыхании. Слог легкий. Проханов – гений метафизики. Слежу за его творчеством с афганских рассказов. Одна из лучших его книг. Всем рекомендую».
– Классно описан Пригожий и мотивы его поведения, его действий. Узнаваемы многие общественные деятели современной России. Им даны точные нелицеприятные характеристики. Читайте Александра Андреевича и многие события, происходящие в современном мире, станут вам понятнее».
– Великолепный язык книги, яркие образы и глубина повествования поражает меня! Раньше мне не очень нравился литературный язык Проханова, ну а теперь ...Близкий по духу к моему любимому писателю Габриэлю Гарсия Маркесу… персонажи легко угадываются, хотя они и скорее образы, нежели слепки с реальных людей нашей эпохи дикого капитализма».
Во время чтения романа А. Проханова у меня тоже возникали ассоциации с произведениями колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса, чьё творчество – одна из вершин мировой литературы. Писатель последовательно боролся против самых страшных проявлений латиноамериканской диктатуры, особенно в романе «Осень патриарха». Диктатор-патриарх обрекал противников своей власти на жуткие казни: с живых людей сдирали кожу и бросали их в ров на съедение крокодилам-кайманам, но об этом повествовалось художественно выверено, без натуралистических деталей. Потрясающа сцена, когда офицеры-заговорщики, приглашённые диктатором на вечерний ужин, ждут двенадцати ударов часов и появления генерала дивизии Родриго де Агилара, по сигналу которого они должны покончить с этим «дряхлым животным». С последним ударом часов генерала внесли на «серебряном подносе, подрумяненного в жару духовки, облачённого в парадную форму и с веточкой петрушки во рту…и услужливые официанты принялись разделывать поданное блюдо, не обращая внимания на окаменевших от ужаса гостей». Таким оказался жуткий финал очередного заговора.
В качестве сравнения приведу отрывок из романа Проханова, когда еврей Михаил Соломонович Лемнер из заключённых в тюрьме за самые страшные преступления набирает один из батальонов на войну с Украиной, и выслушивает откровения зэка-людоеда: «Дракончик под языком скрёб лапами. Я слышал его голос: «Давай, отведай! Такого не пробовал!» И я решился… Только женщина! Ходил в Тимирязевский парк и выбирал женщину. Пристроюсь и иду следом по аллее. То за одной, то за другой. Будто кушанье выбираю. Выбрал одну. Лет тридцать. Пухленькая, щёчки розовые, ножки упитанные. В соку! Аппетитная! Дождался, когда на аллее никого, подошёл и гантелей череп проломил. Отволок в заросли. Топориком разрубил и в рюкзаке по частям перетаскал домой, в морозильник.
Фёдор Славников тихо улыбался… А я отведал человечину. Узнал радость. Я ел женщину целый месяц. Не знал, как её звали, назвал Фросей. У Фроси каждая часть тела имела свой вкус. Я отрезал ломтик её груди и варил бульон, он был сладкий. Тушил её печень, она была горьковатой. Ел стейк из её ягодицы, он таял во рту. Её мозг был, как сбитые сливки, а глаз имел вкус маслины. Я радовался целый месяц, пока не нагрянула полиция. Соседи нашли в мусорном баке кости Фроси. Я сдуру выбрасывал их на помойку. Потом был суд, высшая мера и пожизненное».
Какова читать это подросткам да и всем нормальным людям? Михаил Трофименков, которому удалось прочитать роман, считает, что это вершинная проза 87-летнего писателя, главного политического сюрреалиста русской литературы. Философ Александр Дугин на портале «Русская народная линия» от 09.10.2025 дал собственную оценку «Лемнеру»: «Роман резкий, хлёсткий, подчас пугающий, провидческий…Мало кто понимает русский народ и токи русской истории столь же глубоко и отчётливо, как Александр Проханов».
А вот иные, противоположные отзывы:
–Творческий метод Проханова можно окрестить «бредом». А можно – чревовещанием, психоделикой».
– Взялся читать, т.к. узнал, что прообразом главного героя был Пригожин... Мой совет – не тратьте время на это полубредовое сказочно-фэнтезийное чтиво! Вроде опытный писатель-публицист, но, похоже, не знает реалий жизни».
– На любителя. Среднестатистическому читателю читать будет тяжело. Я "читать" просто не смог, как ни старался... До конца скорее "ознакомился по диагонали"... и очень обрадовался, когда книга закончилась… читать эту тягучую фантасмагорию было очень тяжело».
– Мое мнение: мне не понравилось. От слова совсем. Всё плоское как лист. Герои не обладают никаким очарованием, никакой харизмой… Одна плоская похабщина, необоснованная жестокость и сексистские терзания старика-автора».
– Полная ерунда. Повторяющиеся многократно шизофренические бредни от имени главного героя. Ощущение дешевого чтива, рассчитанного на очень недалёких людей. Не понравилось».
– Да, Проханов учудил на старости лет. Ну не мог пройти мимо темы "Евгений Пригожин". Можно иметь хорошо подвешенный язык, но, когда Проханов остается один на один с листом бумаги, у него получатся пошлятина и чернуха. Роман не отшлифован ни литературно, ни политически. Россия получила политудар от кого? От главного патриота России. Теперь Проханов эту позицию потерял».
– На протяжении всего произведения Проханов не просто высмеивает и критикует современные российские реалии и правителей страны, а доходит в этом до полной крайности. Пелевин, Сорокин с его «Сахарным Кремлём» и «Сказкой» – это просто осторожные конформисты рядом с разошедшимся Прохановым, который вообще не стесняется в метафорах и выражениях».
– На протяжении всего романа Проханов рисует современную российскую элиту настоящим босховским адом, бестиарием, заселённом редкостными и на редкость жестокими существами. Писатель оправдывался, говоря, что так Россию видит не он, а якобы только его литературный герой. Но из романа этого совершенно не ясно.
Привожу ещё одно из суждений критиков, пытающихся объяснить позицию автора романа: «Проханов однажды выбрал для себя позицию охранителя, ярого сторонника действующего строя и заполняющих его элит. Думаю, что это было искренний выбор, а не приспособленчество. Но на протяжении последних нескольких лет очень многие искренние государственники испытали серьезное разочарование, когда военные действия обнажили все слабости государства. Так что Проханов, вероятно, попытался в своём романе выразить одновременно и свои государственнические идеи, и в то же время написать всё, что он думает о нынешнем государстве. Поэтому получилось очень противоречивое повествование. В чём он, конечно, прав, это в том, что Лемнер-Пригожин – это точно не выход из исторического тупика».
В конечном итоге Лемнер погибает от рук Ланы, оказавшейся агентом спецподразделения «К» – эдакой личной разведкой президента. Роман насквозь безбожен, где даже сцены крещения Лемнера, его венчания с Ланой и эпилога кажутся очередной пародией на Православие. Правы те, кто утверждают, что нынешняя литература представляет из себя низкопробный непригодный мусор, и роман А.Проханова не является исключением из этого окололитературного мусора.
На курсах повышения квалификации я рекомендовала учителям знакомить старшеклассников с рассказами и повестями Бориса Екимова, созданными на прекрасном русском языке, Великолепны произведения писателя Юрия Хоба, не случайно названного «золотым пером Донбасса», особенно понравился мне его рассказ «Пядь земли». На наших глазах возник мощный пласт прозы и поэзии о подлинных героях СВО, и хочется верить, что подлинные зёрна русской словесности скоро заставят читателей забыть о всякого рода плевелах – ради нашего лучшего будущего.
Свидетельство о публикации №226021002038
Мерзость.
Кощунство.
Всю жизнь он метался, дружил то с Зюгановым, то с Березовским, потом пошел воспевать имперскость.
Когда-то его метафоры казались сочными, фантастически изумляющими.
Исписался старик, впал в сон разума, который порождает чудовищ.
Больно за русскую литературу.
Даже здесь, на Прозе, есть настоящие писатели, владеющие даром художественного слова, при всем этом патриоты, искренне любящие Россию. Но у них нет денег Проханова, чтобы печатать такие тиражи. Они живут скромно, но живое слово пробивается к читателю, взыскующему не тошнотворного бреда, а чистой— родниковой прозрачности — прозы, укрепляющей душу.
Спасибо за рекомендации, что прочесть.
С уважением —
Любовь Ржаная1 10.02.2026 22:35 Заявить о нарушении