Путешествие к мечте. В стране Вильгельма Телля -ра
Открываются ворота, и всё население парома чинно въезжает в Констанцу. Предупреждённые Ириной, мы ищем знаменитые фахверковые дома. А они тут как тут, беленькие, с замысловатыми коричневыми переплётами и довольно высокие. Интересно, как такое можно соорудить из прутьев и глины? Впрочем, в Страсбурге мы видели Maison-Kommerzialle - фахверковый дом грандиозных размеров. Видно, в фахверковых домах жили простые горожане, торговцы, а знать и гадкие инквизиторы жили в других домах вроде тех, что стоят на набережной в Констанце.
Где-то посреди города проходит граница между Германией и Швейцарией, которую мы проехали в момент. Только шофёр вышел из автобуса предъявить путевой лист в какой-то офис на три минуты, не более. И мы переехали в Швейцарию.
Здравствуйте, храбрые швейцарцы, потомки Вильгельма Телля! Привет вам от мирных россиян, не имеющих ничего общего с русской мафией... Да, я забыла упомянуть, что из Мюнхена мы выехали уже в составе 42 человек, в большинстве – женщин, прилетевших самолётами из разных городов России. Преобладала группа туристов из космического КБ в Раменском, державшаяся особняком.
Довольно долго мы ехали вдоль юго-западной оконечности Боденского озера, любуясь прибрежными маленькими деревеньками с фахверковыми домиками, утопающими в цветущих деревьях. Где-то здесь из озера вытекает Рейн, значит, мне доведётся, кроме Нижнего Рейна (Rhein-Bas) в Эльзасе, увидеть и Верхний Рейн (Rhein-Haut) в Швейцарии. Но едем, едем дальше – и вот город Штайн-ам-Рейн, Камень на Рейне, место, где озеро рождает знаменитый Рейн. И это не спокойный Рейн-батюшка, а почти горная река, впрочем, довольно широкая и полноводная. Мы ещё узнаем её характер, а пока выходим из автобуса и знакомимся с этим первым городом на Рейне.
Город нам понравился: уютный, красиво расположенный по обе стороны реки, с традиционной колонной в центре и с нарядно расписанными старыми домами. На небольших площадях за столиками уличных кафе обедают штайновцы и туристы. У наших классиков позапрошлого века народ то и дело пьёт «ренское». Так вот, это «ренское» делали здесь из винограда, растущего на склонах над Рейном. Об этом свидетельствует огромный давильный пресс, который мы с изумлением увидели, заглядывая в открытые двери каменного строения. Ну и ну! Тут за один раз сразу бочка вина получится! Моей интуиции не хватило, чтобы понять, чем приводится в движение этот монстр.
Нам разрешили полчаса погулять по городу, и мы спешим снять деревья с такими густыми розовыми цветами, что веток не видно. И пёстрые цветники на всех углах и перекрёстках. И воды Рейна, наморщенные быстринами, с крошечными чёрными дерущимися чирками на светлой отмели.
Наша следующая остановка – вблизи Рейнского водопада, на противоположном берегу. Здесь уже стоит с десяток автобусов с японцами, пакистанцами и другими землянами. Воды реки здесь обрушиваются с каменного уступа высотой 23 метра, 700 кубов в секунду! Эта масса воды выбивает белоснежное облако брызг, и в это облако бесстрашно ныряет кораблик с туристами. К шуму водопада примешиваются восторженно-отчаянные вопли пассажиров кораблика. Присмотревшись, мы увидели, что у подножия водопада снуют туда и сюда несколько таких корабликов с экстремалами. Ширина водопада 150 метров, вот и кажется тонкой щепкой пятнадцатиметровое судёнышко, да оно и есть щепка.
Успокоившись после такого стресса, Рейн поворачивает на 90 градусов и, как ни в чём не бывало, плавно течёт на запад. Подчёркивая его плавность, на воде колышутся лебеди, а в чистых прохладных струях, как по команде, маршируют полки форелей.
Налюбовавшись всеми этими картинами и представив себе, каким будет водопад, когда таяние снегов и ледников достигнет максимума, мы отправились в сувенирную лавку, но воли себе не дали, потому что Ирина уговаривает всех потерпеть до неведомого Интерлакена, где всё будет лучше и дешевле. Ладно, потерпим, хотя здесь столько красивых часов и швейцарских ножей! Аллочка всё же не выдержала искушения и купила хорошенькие дамские часики со стразами, тут же надела их на правую руку и носила до конца поездки. Мои часы показывают 16.47, значит, по среднеевропейскому всего 14.47. И это значит, что у нас ещё целых полдня впереди! И мы едем в Цюрих!
Каких-нибудь 70 км - и мы в Цюрихе, где речки Лиммат и Силь впадают в Цюрихское озеро. Ещё издали открывается панорама города: два острых шпиля - это собор Фраумюнстер и очередная кирха св. Петра. Наша прогулка по Цюриху начинается с набережной. Вот он, Фраумюнстер, что в переводе значит собор богородицы. Он строгий, протестантский, но витражи для него были заказаны Марку Шагалу. Сегодня там готовится церемония венчания и вход для туристов закрыт. Ничего страшного, полюбуемся огромными и, кажется, самыми старыми городскими часами на соборе св. Петра, перейдём по широкому мосту и окажемся рядом с другой достопримечательностью Цюриха.
Мальчики -направо, девочки - налево. Карл Великий и вождь революции
На другом берегу Лиммата стоит средневековый собор Гроссмюнстер, антипод Фраумюнстер. По легенде, Гроссмюнстер был основан Карлом Великим, чей конь упал на колени над могилой Феликса и Регулы, святых покровителей Цюриха. Да, поистине мужское сооружение, с толстыми стенами и о двух умных головах. Там подобает молиться сильному полу, а дамы шли в Фраумюнстер. На третьем ярусе мы рассмотрели фигурку Карла Великого, но как-то неясно, очень уж высоко.
Вошли в собор, там прохладно и сумрачно, по-средневековому. Спустились в нижнее помещение, которое за многие века стало подвалом, и остановились перед фигурой в короне. Оказалось, что наверху - копия, а здесь, в подвале монастыря - подлинная статуя Карла Великого, могучего дядьки, впрочем, созданная лет 200 спустя после его смерти по описаниям, оставленным его современниками. Описали его как-то условно, без должного пиетета. Белый нос и белая борода - это недавняя реставрация.
Мы всё кружим то по одной, то по другой стороне моста. Он так широк, что можно и не заметить, что это мост, а не улица. К нему лепятся старинные дома: таможня (Цюрих богател на торговле солью), городская управа и городская стража. Наконец, мы отрываемся от реки и поднимаемся в старинные жилые кварталы с узкими штрассе и гассе. Не буду перечислять весь маршрут, но вот, проходя по Шпигельгассе, мы останавливаемся у дома с табличкой, которая нас заинтересовала. Рядом в витрине с красно-зелёным стеклом нашего вождя можно увидеть то красным, то зелёным, а то красно-зелёным. Владимир Ильич квартировал где-то рядом.
На Винтергассе - флаги всех швейцарских кантонов и белый крест на красном - флаг Федерации Гельветика. Так красиво на латыни называется Швейцария. А из витрины кафе вдруг такое... Скульптор, кажется, собрал все женские прелести в одном месте. Ладно, лучше переведём взгляд на красивую скульптуру водоноса. Он стоит на постаменте в виде изящного чайника, из носика которого течёт чистейшая вода горных источников. Ирина говорит, что в Швейцарии все пьют воду из городского водопровода. Я напилась и не умерла.
В свободном плавании
Побродив по старым улочкам и переулкам, по набережным и мостам, мы присели отдохнуть. День к вечеру, но солнце ещё высоко. За нашей спиной, на склоне горы, освещённой вечерним солнцем - современный Цюрих. Там огромный университет, публичная библиотека, правительство кантона, дорогие магазины, но мы туда не пойдём. Нам бы тут не потеряться, потому что Ирина отпустила нас в свободное плавание, только дав нужное направление.
Мы вышли на главную улицу Хофбанштрассе, т.е. - Вокзальную. Сейчас найдём здесь харчевню! Вот под огромными липами стоят заманчивые столики, между которыми бегают парни-официанты в длинных, почти до земли, передниках. Мы нашли свободный столик и осмотрелись. Рядом по Хофбанштрассе бегут длинные трамваи с очень низкими ступеньками, а машин совсем нет, только пешеходы. На противоположной стороне заманчиво сияет витринами популярная кондитерская Spr;ngli. Там можно отведать Luxemburgerli - знаменитые пирожные. Ирина говорила, что они нежные, похожие на безе, с кремовой начинкой и разных вкусов: ваниль, шоколад, шампанское, орех, амаретто, каштан, кофе, лимон, клубника... Ладно, поедим чего-нибудь более основательного и зайдём туда попробовать это чудо.
Принесли меню с русской страничкой. Ого, какие цены! Ну, поищем что-нибудь по нашему кошельку. Нашли и навалились на безотказные спагетти, отвергнув свиные ножки. Спагетти оказались огненными, порции гигантские, во рту всё горит, заливаем пожар пивом "Золотое". Теперь – к пирожным! Увы, «Шпрунгель» встретил нас закрытой дверью, он закрылся, пока мы ели.
Пора возвращаться на набережную, к автобусу. Теперь можно и витражи Шагала посмотреть, потому что бракосочетание закончилось, в церкви собирают осветительную аппаратуру и ставят на место скамьи. Вот и витражи, но какие-то они неразборчивые! С трудом нашли распятие, другие сюжеты предлагаю найти вам, а мы садимся в наш автобус и отправляемся в Берн. А замок стал ещё дальше...
Свидетельство о публикации №226021000883