Дневник судового врача. 11
23.04.1989.
Вышли в океан, впереди 12 суток перехода на Кубу (Гавана). Надо проводить партийное собрание, а в голове беспорядок. Сторонние вопросы обсуждать не стоит, а необходимые очень спорные. Так их поставлю. Не работается, заставляю себя. После 45 лет эмпатия минимальная должна быть, за исключением родных и друзей. Сохранять себя, не раздавая бесплатно. Противоположное – удел молодых.
26.04.1989. Посреди Атлантического океана.
В последние дни занимаюсь переделкой ценностей. Может быть, это связано с прочтением статьи в Литературной газете «Я и Мы». Критерий – как это лично работает на мою жизнь и жизнь моих близких? В свою очередь, и на окружающих.
05.05.1989. Рейд Гаваны, Куба.
Тепло, но не жара. Немного в дымке небоскребы Гаваны, небольшой ветер, влажно. После обеда судно словно замирает, только три рыбака ожидают клёва на корме. Под нами глубина примерно 1000 метров. Вечерами подходит макрель, но снасти рыбаков обходит. Интересная рыба, всегда вдвоем. Если самочка попадает на крючок, самец на большой скорости кусает леску. Стоит одной сорваться, как все остальные из стаи к снастям не подходят. Если пойманную рыбу опустить в воду, все остальные собираются вокруг и хватают наживку. Так можно поймать и десять, и двадцать штук.
Ожидаем постановки судна к причалу. Обещали поставить к шести утра, но надежды мало, кубинская администрация непостоянна в своих обещаниях. Поджимают сроки, определенные арендным подрядом (20.05 – 21.05).
Покрасил сделанную лестницу.
Пока не брал методичку и не занимался языком, не испытываю неудобств. Веду упрощенный образ жизни.
15.05.1989. Гавана. (Куба).
Как там у А. П. Чехова «…а вчера мне была выволочка»». Днем познакомились в интерклубе с моряками из Клайпеды. Нетерпимость, что была проявлена ко мне, была удивительна. Так же удивительно и то, что они меня не побили. После приема большой дозы вина они стали унижать наших моряков. Что бы предотвратить потасовку, я обратился к ним «применить тормоза». Их это обозлило, пытались меня пристукнуть. Наши ребята их успокоили.
20.05.1989. Там же.
Ерунда какая-то: немного поработал на палубе, потом слабость (толи сплю, то ли хожу). Еле дошел до кают-компании, наружное давление подвело. Скорее всего из-за погоды.
22.05.1989. Двое суток в пути от Гаваны, направляемся в порт Сан-Себастьян (Бразилия).
Под впечатлением рассказов о последних днях Ю. Алеши и В. Гроссмана. Оттепель, но всё же проклятые 60-е годы. Диктат над литературой, поэзией, попытка его над умами, что великолепно удалось выполнить в 70-е и 80-е. Одно слово, дервиши двадцатого века и где …?? Чем больше читаешь о литературном лизоблудстве, тем меньше хочется творить!
28.05.1989. Вечер, на траверзе огни большого города (Ресифи).
Снова, уже третий раз Бразилия, когда-то позднее я о ней обязательно напишу. До порта Сан-Себастьян еще трое суток хода.
Начинает давить усталость длительного перехода (не было дня без качки), отсутствие отдыха между рейсами.
Жаль не встречу супругу по приходу, (Нальчик далеко). Правда дата прихода тоже неизвестна.
Заканчиваю (а может быть начинаю) методичку по психологической помощи в судовых условиях. Трудно сказать, нужна ли она, хотя мне такую иметь было бы необходимо. Много читаю (Л.Разгон, очерки об Алеше, много о деревне начало 30-х годов, Апрельский Пленум ЦК). Моральная, идеологическая разруха, так бы назвал сегодняшнее время. Именно разруха, потому что она происходит в головах людей. Подходит золотое хирургическое правило: «Глаза боятся, а руки делают». Что я и пытаюсь делать. Как получается – судить не мне.
30.05.1989. Завтра завершается утомительный переход в район Рио-де-Жанейро.
Суета, суета. Продолжаю изучать окружение. Мысль хорошая, знаешь человека в два-три месяца. Сравнить первое впечатление и законченное, отбросив несущественное, выделив из начального сравнить с основным. Где-то есть анкета, однако необходим компьютер.
02.06.1989. Красивейшее место район порта Сан – Себастьян.
Горы нависли над одноименным проливом поросшие густо до вершин. Самая высока – 1360 метров (Пик Сан-Себастьян). Небольшой городок, уютные фазенды на берегу, на склоне небольшие участки с бананами. Пальмы, утренние рыбаки, частная деревообрабатывающая база. Уходим в Рио-де-Жанейро, город мечты Остапа Ибрагимовича. Не предполагал, что я там побываю. Слыхал много, побывал и увидел. Рейс завершается, жаль, уходит ленинградское лето.
07.06.1989. Порт города Рио-де-Жанейро.
За это время – печальное событие: 2 пассажирских поезда на перегоне Уфа – Челябинск столкнулись. Обожженные раненые, мысленно представил этот ад. Вспомнил обожженных, раненых солдат в хирургическом отделении больницы в Лодейном Поле Ленинградской области, где я был заведующим.
Цивилизация принесла массовость в гибели людей (поезда, корабли, самолеты, автодороги и т.д.) Пока существует сегодняшняя техника такое положение сохранится. Скорость увеличила риск в тысячи раз. Главное, человек привык к такому риску, который девальвирует, обесценивает жизнь. Поскольку жизнь дешевеет, то появляются желающие отнять ее у других. Законы со временем сделали сноску, а этот риск и убийца вольный или невольный свою жизнь сохраняет чаще. Т.е. шефство над риском больше приемлемо, так как сопряжено с улучшением своего материального статуса при снижении риска в сравнение с другими. Удручающие рассуждения.
Сегодня экскурсия по городу.
08.06.1989г. Экскурсия удалась, город, 2 пляжа, центр.
Из-за неувязки не поднялись к статуе Христа. У магазина сбежал помощник механика. Пришлось долго его искать, но без особого беспокойства. Вечером он вернулся несколько пьяным.
Наблюдал за подвыпившими, выглядят некрасиво, болтуны. Всюду слышу при алкогольном состоянии хуление в адрес правящей партии. Говорят, похоже, только мне, пока не разобрался в полезности. Видимо доверяют, или (развязались) языки. Слушать неприятно, на трезвую голову молчат.
11.06.1989. Порт Сантос (Бразилия).
Продолжается медленная погрузка контейнеров. Идет мелкий, надоедливый наводняющий грустью весь экипаж дождь. Стало прохладно, пришлось «обрядиться» в свитер.
Всё чаще мыслями о доме. Жаль, не успел сделать воду на даче, опять носят ее и вспоминают меня недобрыми словами. Так редки и телеграммы. Через 10 дней супруга будет в санатории, хорошо, только легкая грусть что её не будет дома к моему возвращению.
Потерял тягу к алкоголю, очень несимпатичны от возлияния превращения. Готов платить за то, чтобы оставаться трезвым. Читал «Дневник И. Довженко» - всё, что творилось, было видно наверху приближенным. Простой человек, грубого труда хлеба не знал. Сместилось понятие «народ». Согласен, что это понятие неодушевленное, а скорее – «идея», абстрактный образ. Поэтому слова (народ поймет, рассудит и др.) не имеют смысла.
14.06.1989. Порт Сантос (Бразилия).
Время отсеивает пустозвон различных встреч, повторяющихся, временных, но остаётся след приятный, нейтральный или неприятный. Выходы в город отражают человека, скорее, высвечивают только с потребительской стороны (скрупулёзное рытьё, поверхностное или просто пиво). Культура крайне низка. Мат на улице наших моряков обычное явление.
29.06.1989. Пролив Ла – Манш.
Прошу прощения, долго не общался. Осталась далеко Бразилия, переход с поломкой возле Канарских островов и изнурительной работы машинной команды (16,5 часов). Долгий делёж чеков за рейс с ссорами, интригами и др. Осадок неприятный. Закончил отчетные дела, завтра Антверпен. Очень хочется домой. Но грустно, что нет дома жены.
14.09.1989г. Ливерпуль, рейс «Капитан Бетхер».
Остались от паузы дачные поездки, клюквенный дождь и работа в гараже. Может быть, этого достаточно?
---
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №226021101137