1888-1914. Вампилова Варвара

Есть известная фотография, где изображены молодые бурят-монголы одного поколения, уже на момент съёмки ставшие известными личностями, деятельность которых повлияла на всех монголов мира. Смотрите снимок, где слева направо: Николай Данчинов, Варвара Вампилова, Николай Бутуханов, Ульяна или Мария Трубачеева, Фаина Трубачеева, Элбэг-Доржи Ринчино. О каждом из этих персонажей я попробую рассказать в этом или других изданиях, но сейчас нас интересует Варвара Владимировна Вампилова.
Она родилась в 1888 году, одна  из первых бурятских акушерок-фельдшериц, основательница первого фельдшерского пункта в Аге, погибла в 26 лет, при борьбе с эпидемией сыпного тифа в Урге.
Варвара Вампилова – первая супруга Цыбена Жамцарано и родственница, тётя, драматурга Александра Вампилова, отец которого Валентин, а дед Будихал (Никита) – сын Вандана Вампилова. Такие связи…
Варвара Владимировна родилась в Алари, на территории Аларской Степной думы. О ней известно, что семья её относилась к Первому хонгодоровскому роду, исповедовала буддизм, но позднее перешла в православие, что следует из имён. Отец – Вандан Вампилов, мать – Долгор. У них было девять сыновей и две дочери. Дедушка её по отцовской линии был ламой Аларского дацана, Варвару на бурят-монгольском, как и её мать звали, Долгор. Она была старшей дочерью, при крещении получила имя Варвара. Отец Вандан стал Владимиром.
Биографы её пишут, что в 17 лет её выдали замуж за 12-летнего мальчика, но она ушла от него. Окончив фельдшерскую школу в Иркутске, уехала в Агу. Здесь, в тяжелейших условиях, проработала три года, став основательницей первого медицинского учреждения Аги.
В знак признания её заслуг Агинское и Цугольское инородческое общество выдало ей стипендию в размере 429 рублей в год, и она в течение трёх лет училась в Санкт-Петербурге. В 1913 году вернулась в Забайкалье и вышла замуж за Цыбена Жамцарано. Затем уехала бороться с эпидемией сыпного тифа в Ургу, столицу Монголии, заразилась сама, вылечилась, но силы были подорваны. Умерла 12 декабря 1914 года.
Варвара воспитывалась дома, трудилась с малых лет, как и положено в большой семействе. С детства интересовалась традициями и обычаями бурят-монгольского народа. Обладая от природы хорошим голосом, пела с малых лет на разных семейных и родовых праздниках, стала собирательницей и исполнительницей песен бурят-монгольского народа, что очень помогло ей в будущей жизни.
Вместе с этим она интенсивно изучала русский язык, в чём немало преуспели её старшие братья – Роман и Баяртон, которые выросли образованными и прогрессивно мыслящими представителями зарождающейся бурят-монгольской интеллигенции. Варвара были из семьи, где все стремились к знаниям, образованию и культуре, ради чего все понимали смысл физического труда и благополучия. Ей, конечно, жилось намного радостнее и осмысленней, чем другим, родившимся и жившим в условиях темноты и суеверия, где была беспросветная нищета и убожество сознания.
Братья помогли Варваре, которая стремилась к знаниям, сделать самостоятельный выбор, подготовиться и поступить в Иркутскую акушерско-фельдшерскую школу. Конечно, бурят-монголке конца XIX и начала ХХ веков приходилось невероятно много постигать и учиться для того, чтобы получить образование. Для этого надо было ещё добиться выделения средств от «Распорядительного комитета общества по оказанию пособий учащимся в Восточной Сибири».
В это время в семье случилась беда: умерла жена брата Романа. Варваре пришлось дважды прерывать учебу в школе на длительный срок, с тем, чтобы помочь своему брату Роману в воспитании детей. Документ об образовании она получила в 1908 году. Назывался он «Свидетельство об окончании полного четырёхлетнего курса в Центральной школе фельдшера в г. Иркутске, присвоении звания Акушерки-фельдшерицы со всеми правами и обязанностями, предоставленными фельдшерам».
В 2001 году я создавал первую книгу об Агинской больнице, в которой есть строки о ней: «После окончания акушерско-фельдшерского училища Варвара Владимировна Вампилова была направлена в агинские степи, она стала первой заведующей первого медицинского учреждения в Агинском – фельдшерского пункта. Было это в далёком 1908 году. Что же она увидела? Бесправие и нищету, сотни и сотни больных, прокопчённые войлочные юрты в падях и распадках, ароматную летом и жестокую зимой степь. По данным Агинского инородческого ведомствам в 1908 году родилось 893 ребёнка, а умерло 628!
Днями и ночами объезжала на коне степь девушка-фельдшер, стараясь побывать в каждой юрте и семье. Наверное, уважение агинских бурят-монголов к ней было безграничным, если Агинское и Цугольское инородческие общества выдала Варваре стипендию на три года (по 429 рублей) для усовершенствования в европейской медицине.
В 1911 году Варвара Владимировна отправилась в далёкий Санкт-Петербург, поступила на высшие, тогда очень популярные среди интеллигенции и молодёжи, курсы Лесгафта, училась на курсах клинического повивально-гинекологического института. После трёх лет учёбы она вернулась в Цугольское ведомство и продолжила работу. Кто знает, сколько смогла бы сделать для степняков эта самоотверженная девушка! В конце 1914 году вспыхнула эпидемия сыпного тифа в Урге, столице тогдашней Монголии. Варвара отправилась туда. На помощь монголам. Она заразилась тифом и умерла в Урге 12 декабря 1914 года.
Было ей всего 26 лет…»
Конечно, в Аге она изучала и методы народной медицины, знала ламу-лекаря Самбу-Ринчина Данжинова и других, всё лучшее из буддийского врачевания брала на заметку. Ведь она родилась и выросла в семье буддистов и тянулась к знаниям учёных эмчи-лам, которые служили в Агинском и Цугольском дацанах, славились на всём этническом пространстве монголов своими знаниями и практикой. Варвара Владимировна довольно легко общалась с ними. Но в практической работе с местным населением ей приходилось быть настойчивой и терпеливой. Агинские бурят-монголы уверовали в европейскую медицину, благодаря деятельности иркутской девушки Варвары Владимировны Вампиловой. После создания первого фельдшерского пункта в Аге, она утвердила и укрепила деловую связь с врачебными учреждениями Забайкальской области в Чите, начала решать вопросы и проблемы лекарственного обеспечения, проводить среди степняков санитарно-профилактические мероприятия. Акушерку Варвару Вампилову стали признавать чиновники областного ведомства из Читы, о её лечебной работе заговорили местные газеты и журналы.
Цыбена Жамцарано она знала с детства, ещё раз встретилась с ним в Санкт-Петербурге. Три года в городе на берегах Невы стали для неё познавательными, насыщенными и счастливыми. Здесь она встречалась с Цыбеном Жамцарано, здесь жил и учился в университете её брат Баяртон Вампилов, женатый на Доре Родионовне, здесь она общалась с видными представителями бурят-монгольской элиты. Некоторые из них жили в Санкт-Петербурге, другие приезжали по своим и общественным делам.
Изучая судьбу Варвары Владимировны Вампиловой, мы проникаем в историю бурят-монгольского народа, которая выражена в лучших её представителях, их связях друг с другом, которые впоследствии дали и продолжают давать плоды уже в наших современниках.
Благодаря знакомству с Цыбеном Жамцарано, Базаром Барадиным, а также – своему брату Баяртону Вампилову и другим людям, Варвара Вампилова узнавала учёных-востоковедов Санкт-Петербурга, среди которых были и бурят-монголы. Их рассказы и большие знания будоражили её ум и влияли на развитие так, что она и сам потянулась к науке, стала изучать педагогику, мечтать о педагогической деятельности.
Естественно, у Варвары Вампиловой уже были солидные этнографические знания и, что характерно, она хорошо знали жизнь аларских и агинских бурят-монголов, находящихся друг от друга на солидном расстоянии. Теперь она связывала родственные группы одного, монгольского, народа. У неё был уже большой опыт наблюдения за народной медициной. Особенно внимательно, он пыталась изучать тибетское врачевание, что было особенно характерным для времени, в котором она жили. Обладая такими знаниями и опытом, она, конечно, оказалась очень востребованной в среди учёных востоковедов, особенно тех, кто изучал этническую Монголию.
В этих же кругах не забыли отметить, что Варвара Вампилова, прибывшая в Санкт-Петербург из Забайкалья, обладает прекрасным музыкальным слухом и голосом, к тому же она любит петь и на удивление хорошо запоминает мелодии. Известный монголовед А. Д. Руднев (1878-1958) изучал музыкальную этнографию, работал по теме в Русском Географическом обществе, в 1913 году записал 36 бурят-монгольских мелодий, которые спела Варвара Вампилова под фортепиано. Записи на фонографе помог Лев Владимирович Щерба (1880-1944). Она пела в кабинете экспериментальной фонетики Санкт-Петербургского университета.
Андрей Дмитриевич Руднев сказал о ней: «Это был человек необычайно интеллигентный, прекрасный товарищ, всей душой предававшийся интересам своей родины и своего народа, болевший душой за его нужды». Монголовед А. Д. Руднев, занимавшийся музыкальным фольклором монголов, – коллега и наставник Цыбена Жамцарано, который по приглашению правительства с 1911 года работал в Урге.
В Агу Варвара Вампилова вернулась в 1913 году, Цыбен Жамцарано время от времени навещал Агу, которая была его родиной. На одной из встреч они решили пожениться. Востоковед Александр Михайлович Решетов (1932-2009), хорошо знающий эту тему заметил: «Безусловно, помимо сильного чувства взаимной любви молодых людей связывали и общие интересы служения народу».
Брак Цыбена Жамцарано и Варвары Вампиловой длился около года.
В её некрологе сказано: «Бурятка по рождению, В. В. Вампилова одна из первых женщин этого народа выбилась на путь европейского образования и, успев достигнуть значительных результатов, несла приобретённые ею знания на пользу своего народа, работая в качестве акушерки, причём работать и жить ей приходилось зачастую в неимоверно тяжёлых условиях. О себе она никогда не думала и, несмотря ни на какие жизненные невзгоды, всегда была бодрой и жизнерадостной. Своим умом и удивительно тёплым, отзывчивым характером Варвара Владимировна привлекала всех, приходивших с нею в соприкосновение».
Сильные люди не жалуются. Они – помнят…

На снимке. Варвара Владимировна Вампилова


Рецензии