1893-1981. Тороев Аполлон

Не люблю сравнений, ибо каждый человек индивидуален и неповторим, но в данном случае, когда я изучаю биографию, Аполлона Тороева, возникает образ Гомера – слепого и мифического сказителя. Наш герой потерял зрение в 17 лет, но оставшись в своём мире, где звучали сказания и возникали сказочные картины, он передавал их своим сородичам и современникам.
Аполлон Андреевич Тороев – Гомер ХХ века бурят-монгольского народа. Он родился 14 декабря 1893 года в улусе Шунта, примыкающей к Бохану Иркутской губернии. Здесь древняя земля бурят-монголов, Бохан означает – Б;; ху;ан, то есть Шаманская берёза, которая росла на горе Хошун.
Прадед его – Хадай, дед Торой Соронов. В семье Тороевых, где родился Аполлон было 13 человек. Все – сказители и поэты, рассказчики, творчеству которых не мешал тяжёлый крестьянский труд. Вообще, боханские бурят-монголы – люди поэтической натуры с прекрасной памятью. Помню, директором Агинского педагогического училища работал Николай Афанасьевич Алсаев, уроженец села Хохорск, что рядом с Шунтой и Боханом. Он преподавал русский язык и литературу и знал наизусть роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, то есть – всю книгу, что очень большая редкость…
Тороевы бережно передавали из поколения в поколение фольклорные традиции, где сохранялась многовековая мудрость бурят-монгольского народа, его духовная сила. Легендарными сказителями были дедушка Аполлона Андреевича – Торой Соронов, который перенял поэтический дар у своего отца Хадая. Настоящей мастерицей сказывать была бабушка Аполлона Тороева – Шаргал Шаралдаевна Янгутова. Она пела песни, рассказывала легенды, пословицы, поговорки, сказки. Кроме этого бабушка наизусть знали улигеры «Шандаабал Мэргэн», «Ута Сагаан-батор», «Сказание о Шоно-баторе», «Гэсэр». Бабушка Шаргал знала наизусть более двадцати сказок.
Лишившись зрения, Аполлон Тороев работал у зажиточных земляков, трудился, как обыкновенный, нормальный, человек, чему очень удивлялись люди. Он трудился на мельнице, молотил зерно, таскал на себе мешки с мукой.
Но настоящая его жизнь была в песнях и улигерах, в которых Апполон Андреевич отдыхал душой. Они были и стали его стихией, а Тороев стал учиться сказительскому мастерству на профессиональной основе. Со временем популярность его росла, у него появились слушатели, число их росло, а потом люди стали приезжать к сказителю и поэту. Слушая Аполлона Тороева народ познавал историю и обогащался душой.
После 1917 года, когда ему было уже за двадцать лет, он познакомился с Нестором Александровичем Каландарашвили (1874-1922), встретился в его отряде с земляком П. С. Балтахиновым (1900-1921), события тех лет произвели на него незабываемые впечатления, о которых он рассказал позже в журнале «Свет над Байкалом». В 1925 году семья Тороева вместе с несколькими одноулусниками создали коммуну, потом артель, в организации и работе которых Аполлон Андреевич принял деятельное участие.
Начиная с 1928 года стали делать постоянные записи народных сказаний, легенд и эпосов со слов Аполлона Андреевича Тороева. В 1941 году изданы его первые книги «Ульгернууд» на бурятском языке и «Улигеры, сказки и песни» на русском языке. В годы Великой Отечественной войны Тороевым созданы поэмы «Советский герой», «Защита Москвы», «Сталинград», «Двадцатилетие», «Тулаев-батор», «Генерал Балдынов».
И где бы не работал, он продолжал своё любимое дело – рассказывать людям, ведь у него была феноменальная память и чарующий голос. Личность его становилась заметной и вскоре привлекла внимание других одарённых людей – Хоцы Намсараева, Ильи Мадасона и других. Аполлон Тороев не только рассказывал улигеры, но и сочинял сам. В архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ хранятся записи 156 его произведений.
Феноменальная память Аполлона Андреевича запоминала всё услышанное на всю жизнь. Кроме этого он обладал отменным чувством юмора, способностью к импровизации и творчеству. А ведь Аполлон Тороев рассказывал и сочинял, будучи слепым. Следовательно, все картины возникали в его воображении! Вот какие ощущения появляются при исследовании творчества бурят-монгольского Гомера.
В 1939 году Аполлона Андреевича Тороева приняли в члены Союза писателей СССР. В 1941 году издали его книги на бурят-монгольском и русском языках. В 1954 году он стал заслуженным деятелем искусств Бурят-Монгольской АССР.
Гомер ХХ века бурят-монголов получил при жизни народное признание. Поэтический дар и природный слух у Аполлона Андреевича Тороева вывели его в ряд выдающихся деятелей бурят-монгольского народа. Он наизусть знать 44 улигера и поэмы, где были 30 народных и 14 поэм его сочинения, а также – 119 сказок, из которых – 88 народных и 31 авторских. Кроме этих он мог рассказать множество легенд, преданий, сотни песен, загадок, пословиц, поговорок. Наизусть знал более 100 тысяч стихотворных строк. Я бы назвал его народным компьютером с горячим сердцем и человеческой душой.
У Аполлона Тороева издано восемь книг на бурят-монгольском языке и десять – на русском языке. Его произведения – песни, стихи, сказки публиковались во многих газетах и журналах, сборниках сибирского и бурят-монгольского фольклора.
Ещё живы те, в ком звучит голос Аполлона Андреевича, прожившего долгую, творческую и счастливую жизнь. Он умер в 1981 году, в 88 лет. В своих сказаниях и сочинениях он запечатлел сложнейший период нашей истории, противоречивость событий, трагедию и пафос народа. Зачастую, они неотделимы друг от друга. Независимо от восприятия слушателей его произведения проникнуты искренними чувствами и гуманизмом, которые не зависят от времени и мимолётных настроений. Они возвышают человека и народ.
Как и многие его предшественники, Аполлон Андреевич Тороев сохранил для потомков древние народные традиции, национальные символы, память и дух бурят-монгольского народа, пронеся их через невзгоды и тяжёлое время. Только люди настоящего искусства способны на такой подвиг, который связывая прошлое с настоящим и устремляется в будущее.

На снимке. Аполлон Андреевич Тороев


Рецензии