16. Зима 1240 41-весна 1241 гг, Даниил Романович
Даниил Галицкий отправился в Венгрию, лелея призрачную надежду заручиться поддержкой Беллы для совместной борьбы против татар. Порукою союза должен был послужить брак его сына Льва с дочерью короля Констанцией. Увы, Белла в очередной раз обманул ожидания, отказав и в браке, и в войске. Он боялся татар и желал максимального ослабления Галицко-Волынского княжества.
«И на что я надеялся?» - ругал себя Даниил, возвращаясь из Венгрии. Уж он-то лучше всех знал Беллу. Шесть лет назад Даниил ездил к нему за помощью в княжеской междоусобице. Белла тогда только готовился стать королём после смерти своего отца. Даниил очень хотел сделать эту новую фигуру своим союзником. Он даже участвовал в коронации, хотя роль была унизительной — пешим идти рядом с конём Беллы! — и после такого остаться ни с чем.
«Невозможно забыть такой позор! - продолжал Даниил внутренний монолог. - Если представится когда-нибудь случай отомстить Белле, то я ни за что не упущу его!»
Однако судьба распорядилась так, что Даниилу пришлось возвращаться в Венгрию на полпути, когда ему донесли о падении Киева и о том, что поганые идут на Галицко-Волынское княжество. И уже из Венгрии, бессильный что-либо предпринять, Даниил следил за развитием событий. А они были удручающими. Татары расправились с его владениями меньше, чем за месяц. Из всех городов и крепостей устояли только Кременец, Холм и Данилов.
Князя утешало лишь то, что теперь наступала очередь Венгрии. Встречаясь с Беллой, он видел в глазах ещё совсем недавно чванливого короля страх и тихо злорадствовал про себя.
«Пора отсюда уходить, - рассуждал Даниил. - Хоть и прикрыты венгры горами Карпатскими, а всё же можно пройти их через перевалы или обогнуть с севера. Тем более мне здесь не рады.»
Оставив Беллу самостоятельно разбираться с будущими проблемами, Даниил в сопровождении Льва отправился в Польшу. Здесь его с нетерпением ждали остальные домочадцы и брат Василько Волынский.
-Михаил Черниговский с семьёй тоже где-то здесь, - поведали они. - Но что же нам делать дальше? Говорят, поганые уже вторглись в эту страну. Они захватили Люблин с Завихостом и теперь направляются к Сандомиру. А мы-то надеялись, что им нужна только Венгрия из-за проживающих там половцев!
-Им нужен весь мир, - ответил Даниил.
-Куда же нам дальше бежать?
-В прибалтские леса, к римскому папе или к германскому императору. Жизнь покажет!
Татары взяли Сандомир в начале февраля. Галицко-волынская и черниговская княжеские семьи бежали к сыну Конрада Мазовецкого, выделившему скитальцам Вышегород возле Плоцка.Татары были уже совсем близко, но к счастью повернули обратно на юг. Следующей их жертвой стал Краков, павший 22 марта. Князь великопольский, малопольский и силезский Генрих, находясь во Вроцлаве, собрал большое войско и отошёл к городу Легница. Помимо собственных солдат к нему явились остатки краковского ополчения, чешские золотоискатели Гольдбурга, ополе-рацибуржские витязи и орденские рыцари тевтонов, госпитальеров и тамплиеров. Кроме того, ожидалась помощь богемского короля Вацлава.
Польско-германское воинство дало татарам сражение 9 апреля и было наголову разбито. Русские князья собирались бежать в Священную Римскую империю, но вдруг узнали, что татары снова повернули на юг, на сей раз к Богемии и Венгрии.
-Дорога на Русь открыта! - воскликнул Даниил. - Возвращаемся!
Свидетельство о публикации №226021101590