19. Весна-осень 1241 года, Даниил Романович
Город Дорогичин, который Даниил отобрал три года назад у рыцарей Добринского ордена, отказался открыть ворота перед возвращающимися князьями. Несолоно хлебавши они добрались до Берестья, где от смрада разлагающихся трупов невозможно было дышать. Аналогичная картина ожидала во Владимире-Волынском. В обоих княжествах Романовичей царили разруха и анархия. На Волыни после ухода татар кое-где разбойничала литва. Предстояло собирать дружины и отбивать их набеги. В Галиче тамошние бояре заместили княжескую власть, а потом, не имея на то прав, своевольничали в Перемышле и Бакоте. Даниил не рискнул явиться в Галич и уехал в Холм. Василько остался наводить порядок в своей столице. Михаил с семьёй направились через Пинск в Киев и Чернигов.
В ставку Даниила приехал засвидетельствовать почтение овручский князь.
-Становись под руку Василька, - велел ему Даниил, - и помоги изгнать литву. Я пошлю с тобой треть моей дружины. Сам же займусь решением галицких проблем.
Издавна тамошние бояре имели значительное влияние, князьям всегда приходилось с ними считаться. Разве что в Новгороде позиции боярства были сильнее. Вдобавок эти магнаты с самого начала воспринимали Даниила как узурпатора. Сидящий в Галиче в 1238 году 11-летний Ростислав тогда был им удобней, потому что зависел от городской верхушки и в силу возраста, и в силу своего шаткого лествичного положения. Ведь такое обширное княжение он мог получить ещё только в Новгороде. Но там борьба была проиграна владимиро-суздальским родственникам.
После долгих размышлений Даниил придумал, как заставить обнаглевших бояр присмиреть. Он вызвал своего печатника и сказал:
-Бери другую треть дружины и езжай в Бакоту. Город сыт по горло произволом галичан и охотно вернётся под мою руку. Постарайся взять под контроль Коломыю и остальные пункты, через которые в Галич поставляется соль. Тогда бояре понесут значительные убытки, а черни станет невмоготу такая блокада и она заставит знать добиться примирения со мной.
Когда печатник выполнил нелёгкое задание, боярская верхушка прислала в Холм своих представителей. Они лебезили перед Даниилом, уверяли будто произвол в Галиче был недоразумением. Даниил почти простил их, когда узнал от гонца своего печатника, что Ростислав Михайлович вместе с боярскими дружинами и болоховскими князьями осадил Бакоту.
-Ах иуды! - вскричал возмущённый Даниил. - Это так вы хотите мира со мной?! Это так Ростислав отплатил за мою доброту?! Боярских послов — в поруб! Пусть эти подлые обманщики посидят там и подумают!
Нужно было ехать на помощь осаждённому городу. Но у Даниила при себе находилось слишком мало воинов. Тогда он обратился за помощью к Конраду Мазовецкому. Тот прислал своего сына. Пришли полки от Василька, которому удалось отбросить литву. С таким воинством Даниил поспешил к Бакоте.
Узнав о его приближении, Ростислав бежал к Днепру. Болоховчане тоже ушли к себе в Понизье. Даниил не погнался за Ростиславом. Он отыгрался на болоховских князьях, предав огню и мечу ихние городки. Особенно усердствовали поляки. Да так, что пришлось одёргивать их и даже одаривать ради остановки ненужной уже жестокости.
Свидетельство о публикации №226021101628