Блокадный ребёнок на льду Ладожского озера
8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург, перерезали последнюю сухопутную коммуникацию и блокировали Ленинград. Войска ленинградского фронта, артиллеристы кронштадтских фортов, моряки Балтийского флота, советские летчики самоотверженно сражались с артиллерией и авиацией врага, им удалось остановить противника на подступах к Ленинграду и удержать его на этих позициях до полного снятия блокады 27 января 1944 года. К началу блокады в городе оставалось около трёх миллионов ленинградцев, в том числе около 400 тысяч детей, - их не успели эвакуировать в первые дни битвы за Ленинград, а теперь вырваться из кольца блокады – невозможно. Половина из них погибла от голода и бомбёжек.
Война заставила быстро повзрослеть целое поколение ленинградских детей. Поэт – блокадник Юрий Воронов писал:-
« В блокадных днях
мы так и не узнали:
Меж юностью и детством,
где черта…
Нам в сорок третьем выдали медали
и только в сорок пятом – паспорта».
Самой трудной была зима 1941 - 1942 г.г. Новый 1942 год блокадники встречали в промёрзших квартирах, без тепла и света, хлеба давали по карточкам «125 блокадных граммов с огнём и кровью пополам», - писала журналист, поэт Ольга Берггольц. Дистрофия, поносы, голодные обмороки, сыпной тиф косили ленинградцев.
Нестерпимый голод в осаждённом городе заставил употреблять в пишу собак, кошек, птиц, столярный клей, кожаные ремни. Но вот поразительно: семена селекционных злаковых культур, собранных задолго до войны академиком Николаем Ивановичем Вавиловым, сотрудники института Растениеводства сумели сохранить.
Доставка продуктов, эвакуация людей на Большую землю осуществлялась по «Дороге жизни» - по льду Ладожского озера, с ноября месяца по март.
На бреющем полёте немецкие самолёты бомбили лёд, обстреливали машины, где в открытых кузовах грузовиков, тесно прижавшись друг к другу, сидели люди. С весенним потеплением лёд растрескался, машины стали тонуть. Из каждых ста единиц транспорта до места назначения добирались только двадцать.
В одной из машин случилось невероятное событие - машина провалилась в трещину и быстро уходила под лёд. Мать прикрывала собой двух детей, прижимая к себе дочь. В последнюю секунду случилось непредвиденное - она успела выбросить малыша на лёд. Спастись никому не удалось. Мокрого, продрогшего мальчика подобрали женщины и посадили в свою машину, а потом ребёнка отправили вместе с другими детьми в детский дом. В кармане мальчика лежала записка - Всеволод Касьянов, три года. Поразительно, но через много лет блокадница встретилась со спасённым, выжившем благодаря жертвенному подвигу своей матери.
Эвакуированных сажали в товарные вагоны и везли на Волгу, в Казахстан, в Сибирь. Перед посадкой их кормили супом с кониной, сухарями, кашами, но не всем удалось справиться с перееданием, к еде привыкалось трудно, некоторые умирали прямо в столовой, другие - в поездах, умерших выносили на остановках. Вагоны были переполнены, люди сидели на полу, тесно прижавшись друг к другу, поездка продолжалась больше недели. Не все блокадники вернулись в родной Ленинград, многие прижились в других регионах страны.
В 90-х годах по всей стране стали создаваться общества ленинградских блокадников. Каким же было удивление московских энтузиастов, когда они выбирали председателем московской ассоциации подполковника Всеволода Викторовича Касьянова. Это тот самый когда-то замерзающий ребёнок, которого мать выбросила из тонущей машины на лёд Ладожского озера.
Тяжело вспоминать пережитые страдания, но и забыть их невозможно. И только вера в Победу помогла блокадникам выстоять и выдержать 900 дней сверхчеловеческих испытаний.
Свидетельство о публикации №226021101837