Немного о настроении

               
         Как же много в нашем поведении зависит от настроения в каждый конкретный момент! Оно заставляет по-разному воспринимать и оценивать события, поведение людей, слова, погодные и природные явления, вызывая при этом положительные или отрицательные эмоции и, конечно, связанные с ними мысли.
       (справка: Эмоция — это спонтанная, кратковременная, реакция человека в ответ на внутренние или внешние раздражения)
       Иногда за мыслями следуют действия, которые при ином настроении были бы совсем другими и, как правило, более правильными!
Маленькие дети обычно достаточно прямолинейны и не скрывают своего настроения в различных ситуациях, проявляя его через свои эмоции или действия. С возрастом, как правило, люди начинают пытаться   разделять настроение и эмоциональность, и не поддаваться влиянию первых оценок ситуации, основанных на спонтанных реакциях и желаниях немедленного   действия.
          Я не помню, чтобы у меня в детстве были моменты плохого настроения, даже после того, как родители меня наказали, или я подрался, или поругался на улице с ребятами, или пришла плохая погода. Конечно, положительные или отрицательные эмоции вспыхивали, как спичка, но… быстро проходили, возвращая хорошее настроение, желание познавать мир и набираться опыта на будущее. Наверное, в первую очередь потому, что я ещё не осознавал ответственности за себя и за свои поступки, а также не ощущал груза ответственности за близких и родных людей или друзей. Мальчишеская жизнь была простой и прекрасной!
Первые признаки проблем, связанных с настроением, появились ещё в институте и выглядели, как более длительные эмоциональные состояния, особенно после каких-либо негативных ситуаций. Однако проходило немного времени, и всё оказывалось в порядке, как будто ничего существенного и не произошло.
            С годами продолжительность сохранения определённого эмоционального состояния потихонечку возрастала, однако до определённого возраста все чувства подчинялись велению разума и воли, несмотря на появление крупных неприятностей, связанных с политическими переменами в стране, личными проблемами, а также проблем с артериальным давлением и с сердечным ритмом. Выйдя на пенсию, я продолжал активную жизнь. Начал писать рассказы, детские сказки и стихи, был принят в Союз писателей России, занялся дачей, а также увлёкся иностранным туризмом. В общем, дел хватало, и настроение оставалось прекрасным!
            Пожалуй, впервые я понял, что стал старым, когда вдруг осознал, что больше не в состоянии «выдерживать» физические и нервные нагрузки и поэтому не могу уже жить, как прежде. Это случилось где-то лет в семьдесят пять, когда был доставлен в больницу на скорой помощи по поводу затяжного сердечного приступа с непонятным исходом. После этого события меня стали периодически посещать мысли о «бренности» дальнейшего существования, что влияло   на моё настроение. Наиболее полно в то время оно соответствовало ситуации, изложенной в стихах Анны Ахматовой, отрывки из которых я привожу ниже.
 
                А вы, друзья! Осталось вас немного,
                Последние, вы мне ещё милей…
                Какой короткой сделалась дорога,
                Которая казалась всех длинней!
                Когда я называю по привычке
                Моих друзей заветных имена,
                Всегда на этой странной перекличке
                Мне отвечает только тишина.

                ***
                А я уже стою на подступах к чему-то,
                Что достаётся всем, но разною ценой…               
                На этом корабле есть для меня каюта
                И ветер в парусах – и страшная минута
                Прощания с моей родной страной.

            После первой «побывки» в больнице процесс «развала»
организма начал ускоряться: скорая помощь стала приезжать всё чаще, чтобы доставить в больницу с сердечным приступом, стали серьёзно беспокоить последствия травм позвоночника и суставов, возникли проблемы с глазами и со слухом. Круг интересов, а главное, возможностей, непрерывно сжимался, так же как сжимались информационное поле, и круг общение с людьми. Всё большую роль в создании  моего настроения стали играть результаты медицинских исследований и прогнозы врачей. Не способствовали хорошему настроению и сообщения об уходе в мир «иной»  родственников, друзей, сокурсников по институту и просто знакомых людей.
Тем не менее, лет до восьмидесяти мне всё-таки удавалось не унывать, быть оптимистом и вести достаточно активный образ жизни. А затем случилась тяжёлая полоса: две хирургические операции на сердце, операции на аорте и почке, обострение болей в тазобедренном суставе, резкое ухудшение зрения и слуха, а также оперативной памяти. После этого качество жизни резко изменилось: дачу пришлось оставить, автомобиль перестать водить, а затем исключить, практически, большинство физических и эмоциональных нагрузок, в том числе, длительные поездки и прогулки, а также посещение общественных мероприятий.
          Все успехи и победы теперь остались только в воспоминаниях! Правда, мне всё же исполнилось восемьдесят три года, а я ведь всё ещё живу, мыслю, чувствую и даже иногда пишу, что теперь и стало моим главным достижением и целью в жизни! Главное - не раскисать и не сдаваться! (Правда очень боюсь ослепнуть и стать беспомощным)
        Ну а что касается настроения, то пусть оно будет таким, каким окажется по жизни!
                05.02.2026г.


Рецензии