Жизнь как на ладони - 1

               Жизнь как на ладони

     При слове «первый», настраиваешься на мысль, что речь пойдёт о соревновании. Только жизнь настолько многогранна, что за словом «первый» может стоять одно из тысячи употребляемых нами слов. Это всегда интересно и даже неожиданно.
     Так уж вышло по судьбе, что училась я в сельской восьмилетней школе, где дети участвовали, наравне со взрослыми колхозниками во всякой работе в поле, на ферме, в саду и на винограднике. И уж точно знали все дороги и тропинки в нашем селе и за селом. А село, в годы моего детства было большое и поля – глазами не окинуть. Никто и никогда не заставлял детей вести наблюдение за окружающей природой. Это было то, чем мы жили, чем жили все жители села. Как менялись времена года, менялась погода, заморозки или засушливое лето, об этом в первую очередь говорили не только взрослые, но и дети с самого раннего возраста.
     Помню, приходили мы в класс и, на первом же уроке, после того, как учительница поздоровается с учениками, кто-то поднимал руку, и с радостью, с восторгом выкрикивал:
     - А я вчера видел прилетевших шпакив (скворцов)!
     Другой, следом сообщал, что видел уже цветущие подснежники. (Настоящие, белые, какие видят жители Сибири только на открытках к 8 Марта). И начинают дети наперебой рассказывать о том, что делают их родители в поле, как на луг пригнали первый раз этой веной стадо коз… Учительница хвалила детей, что-то уточняла, сама рассказывала, объясняла. И это было то главное, о чём дети вечером рассказывали дома. Слушали то, о чём говорили за ужином родители о своей работе, и опять первый урок начинался с разговора «о главном». Школа и жизнь села были неразрывны.
     Мы вырастали, уезжали из села и оказывались, чаще всего по воле случая в дальнем далеке, но не теряли способность видеть то первое, что происходило весной в природе или какие-то иные изменения в жизни людей и природы. А уж садоводы знают, что такое первый цветок на яблоньке или огурчик в садовой теплице. Первый зубик у сына-первенца. Первое – это радость жизни! Это то, ради чего мы просыпаемся утром и пускаемся в путь по жизни. И, конечно же, с надеждой на всё хорошее…

                *
     Одиночество бывает вынужденное и желаемое. Я к одиночеству стремилась с того самого дня, как научилась самостоятельно ходить. Постоянно искала себе тихий уголок в доме, в огороде… Меня сперва не замечали, потом начинали искать, искали где-то далеко, а я под кроватью, за дверью, в картофельном междурядье, под кустиком… Такое вот было желание пожить в тишине, не оглядываясь на кого-то, просто не желала впускать кого-то в свой маленький мир… А если впускала или кто-то нагло врывался в него, то этим человеком была нанесена такая внутренняя рана, что оставалась в памяти надолго.
     Помню, как мне в 1999 году, как Ветерану труда с большим стажем работы, выделили однокомнатную квартиру в посёлке городского типа. Меня мои дети перевезли туда со всем моим нажитым скарбом, расставили мебель по своим местам, (так она и стоит уже 24 года без изменений), и ещё спросили: «Поехали домой?». Не только мне, но и им было непривычно, что я не с ними, а где-то… Я отказалась ехать, ссылаясь на то, что мне надо привыкать к новому месту, к новой жизни.
     Я помню, как стояла в дверях и слушала удаляющиеся шаги моих сынов. Что в этот момент творилось со мной, этого словами не передать. Я еле сдерживала себя, чтоб прямо босиком не побежать за ними следом. А когда оказалась совсем одна в комнате, не в городе, где квартиры детей, а далеко, в беззащитном одиночестве, честно говорю – боялась, что умом тронусь. В свои пятьдесят лет я действительно оказалась одна в четырёх стенах! Как мне хотелось этого желаемого уединения, и, наконец я окунулась в этот омут, из которого не вырваться… Благо, что я ещё в это время работала, домой приходила уставшая и сразу ложилась спать. Тешила себя мыслью, что меня теперь никто не упрекнёт в том, что я лежу, а сколько дел ещё не сделанных. Просыпалась ночью и шла на кухню, что-то там делала. Долго, очень долго привыкала варить суп только для себя, одной, в маленькой кастрюльке…
     Конечно, каждый творческий человек ищет уединения. Уединения, но не одиночества. Я, ни в коем случае, не считаю себя одинокой. Мои дети, внуки, по первому моему звонку, спешат мне на помощь. Особенно, когда пошатнётся здоровье. Конечно, за эти годы привыкла жить одна: сама себе хозяйка и колобродю по квартире в любое время суток. Но каково мне, когда всенародный праздник и отовсюду слышится музыка, а я одна… Но и это не беда. Кто бы знал, как становится страшно, когда мне плохо, а до телефона дотянуться не могу… Потом уже дети по несколько суток дежурят у кровати, заставляют хоть пару ложек съесть… И ничего не надо, лишь бы кто-то был рядом…
     Жизнь – штука сложная. Хорошо и плохо в одном флаконе. Я себя убеждаю: только не паниковать!.. Конечно, случится то, что должно случиться в свой день и час. А пока – держись и не хнычь!.. Надо помнить, что ты - больше, чем твои временные страдания. Всё преодолимо!

                *


Рецензии
Еще раз спасибо, Анна, за теплые воспоминания и размышления,
что согревают душу! Все так и было в моем детстве
тоже, хотя и без виноградников, что замещали
на полях и работах лен и картофель...
Но любовь к селу и внимание к природе
заложены в душе на все годы
именно тогда!

С теплом и добром -
Володя

Владимир Федулов   11.02.2026 11:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир. Мы стали такими какие мы есть сегодня в результате привычек, которые мы сформировали под себя. Мы не стали другими переехав из села в город. Но многое, что заложено родителями, движет нами, где бы мы не жили...
Спасибо Вам за дружескую поддержку!
У нас уже с крыши капает, и это опять же то, что мы вынесли из детства.
Всего Вам самого доброго!!!

Анна Боднарук   11.02.2026 12:05   Заявить о нарушении