Баланс земного и космического
Однако, как и любая КРАЙНОСТЬ, такая устремлённость может в отдельных случаях сочетаться с определёнными психологическими состояниями или усугублять их. Можно выделить несколько ключевых рисков.
Во-первых, человек настолько погружается в абстрактные, вселенские проблемы, что начинает ПРЕНЕБРЕГАТЬ базовыми потребностями, социальными связями и текущей реальностью. В клинических случаях это может граничить с шизофреническими расстройствами, где грань между грандиозной философской идеей и бредом становится размытой.
Во-вторых, осознание колоссальности цели («спасение Вселенной») и контраста с текущим положением дел может привести к чувству БЕССМЫСЛЕННОСТИ, экзистенциального ОТЧАЯНИЯ, «космического ОДИНОЧЕСТВА». Здесь кроется риск развития ДЕПРЕССИВНЫХ расстройств, АПАТИИ, парализующего чувства собственной ничтожности перед масштабом задач.
В-третьих, существует опасность искажения идеи. Здоровая ИДЕЯ о «высшем предназначении разума» МОЖЕТ ИСКАЗИТЬСЯ в УБЕЖДЁННОСТЬ в своей личной мессианской роли («Я избран, чтобы спасти Вселенную»). Формирование бредовых идей grandeur (величия) является симптомом таких состояний, как биполярное расстройство (в маниакальной фазе) или шизофрения.
В-четвёртых, постоянная концентрация на ГЛОБАЛЬНОЙ, НЕРЕШАЕМОЙ в пределах одной жизни задаче вызывает хронический стресс, чувство невыполнимости долга, что ведёт к риску возникновения неврозов, тревожных расстройств, эмоционального выгорания.
Наконец, в погоне за «великой целью» ТЕКУЩИЕ человеческие проблемы, страдания отдельных людей могут начать восприниматься как нечто незначительное, «животное», ТОРМОЗЯЩЕЕ ПРОГРЕСС. Это способствует развитию шизоидных или НАРЦИСТИЧЕСКИХ черт, холодности, оправданию аморальных средств «высокой» целью.
Важно подчеркнуть: диагноз ставит только врач. Перечисленные риски — это потенциальные дезадаптивные ИСКАЖЕНИЯ здоровой идеи. Сама идея не является болезнью. Многие великие учёные, философы и мечтатели (например, Константин Циолковский, отчасти Никола Тесла) жили с подобным масштабом мышления, и их нельзя назвать психически больными. Их мышление было ПРОДУКТИВНЫМ и АДАПТИВНЫМ.
Ключевой критерий различия — это сохранение СВЯЗИ с РЕАЛЬНОСТЬЮ и способности ФУНКЦИОНИРОВАТЬ. Главный показатель здоровья — ЗДОРОВАЯ УВЛЕЧЁННОСТЬ: человек строит теории, занимается наукой, продвигает и воплощает идеи, остаётся в социальных контактах, заботится о себе. Если же человек забрасывает быт, теряет друзей, считает себя избранным спасителем, его идеи становятся бредовыми и не поддаются коррекции, страдает его психофизическое состояние — это ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ увлечённость. Болезнь может исказить и поглотить личность, использовав такую идею как благодатную почву для бреда или мании.
Таким образом, главная опасность — в потере БАЛАНСА. Истинно разумный подход, вероятно, заключается не в отрицании выживания, а в его гармоничном включении в более широкий контекст — как необходимую основу для великих свершений. Только укоренённое в реальности сознание способно нести свои идеи в мир, не становясь их жертвой.
Свидетельство о публикации №226021100198