Альви Хатуев и Лема Басханов

Друзья в юности, друзья по жизни Лема Басханов и Альви Хатуев.
Статные красавцы, которые имели честь и благородство.
 При  жизни они были почтительными со всеми.
Ведь есть повод позадуматься некоторым из  ныне живущих, если  такие къонахой как 1альви и Лема покинули этот мир, то что тогда здесь делают они.
  В советское время 1альви работал во властных структурах, от райкома комсомола, до райкома партии, занимал разные должности, при этом несмотря на все запреты тогдашних властей он умудрялся ( так же как и его отец Мухтар)  придерживаться многим канонам ислама, в том числе быть среди мюридов из къадари тарикъата.
При встрече 1альви очень  сильно обнимал меня,  и я  почувствовал его братскую любовь к себе. Он любил повторять, что из за занятия спортом, он меня уважает и любит вдвойне. 1альви был нашим зятем (Нуц), Марет его супруга из нашего рода (некъий), но  вместе с тем,  для меня он всегда был как старший брат. 
  С Лемой мы  часто ездили в Элисту, чтобы проведать  наших студентов.
Тогда, в те годы в г.Элиста в медицинском колледже обучались наши с ним дети.
Хочу поведать два случая из нашей с Лемой совместной поездки в г.Элисту.
Было это в первый раз в 2003 и во второй раз 2005 годах.
Трудный период для для жителей нашей республики, особенно представителям чеченской национальности и автовладельцам с чеченскими номерами.
Как то возвращаясь из Элисты домой нашу машину останавливают на стационарном посту г.Кизляр.
 Лема тогда ходил очень трудно, а если и ходил, то только с помощью трости, и поэтому я взял у него водительское удостоверение и документы на машину, для передачи полицейскому.
К нашей машине очень долго не подходил сотрудник полиции который остановил нас, я естественно вышел и крикнул полицейскому, почему мол тот не подходит к нам. Недовольный тем, что я посмел обратиться к нему, да еще с претензиями, он забирает  у меня наши документы и уходит в служебное помещение.
Чувствую, что я недоволен поведением полицейского Лема обращается ко мне, сначала с просьбой чтобы я вел себя сдержаннее, а потом и с угрозой, мол если я не успокоюсь то он  меня тростью поколотит (Валах1ий к1ант ахь хьай бат сац ца йахь, ас х1ара 1аса йиттина из дег1 цоьстар ма ду хьа). Асет, супруга Лемы, на его реакцию  и угрозы в мой адрес, обращаясь в адрес Лемы каждый раз поговаривала,  "Ахь 1аса йетта аьран ваьлла-м вац иза"  т.е. "Он что, безродный чтобы ты его отлупил", на что Лема уже а адрес Асет начинал угрожать " Послушай женщина, его род, его брат, его все -это я и есть, а если ты  не замолчишь, то отколочу вас обоих".
Не знаю что меня дернуло, у меня  машинально выскочило "Для того чтобы меня отлупить, тебе надо меня сначала догнать". До этого, целую неделю ходивший с тростью Лема выскакивает из машина и бежит в мою сторону, я же убегаю в сторону полицейского поста. Все полицейские в недоумении что творится, а мы с Лемой пробежали несколько кругов вокруг Поста.
Наконец то, уставший от беготни  Лема остановился, я же стал от него в метрах 10-15. Поднадоевшие  наши "спектакли" инспектора отдают документы Леме и тот садится в машину. Не проходит и минуты, как Лема во весь голос,  крикнул мне "Садись в машину". Я аккуратно открываю заднюю дверь авто, где сидела моя заступница Асет, как только я сажусь на сиденья слышу рёв Лемы: "Схьалха хаааааъ", т.е. "Садись спереди". Естественно я сел спереди, и с этого момента, мы без единого слова доезжаем до с.Червленной.
Здесь Лема останавливает машину, открывает дверь и произносит: "Я сейчас вернусь, только куплю водички нам на дорогу", я же в попытке воспользоваться моментом успокоить Лему, говорю, мол зачем тебе ходить за водой, я сам схожу, на что прозвучал очередной  рев Лемы: " Не нужна мне твоя вода, ничего мне от тебя не нужно", вместе с тем Лема одной ногой упирается на землю чтобы выйти из машины, и непроизвольно кричит "Ва Дела сан букъ", "Оооо, моя спина".
Мы с Асет не выдержали и захохотали, Лема уже умеренным голосом говорит: "Дела а доьхьа ма 1аьхь доцуш ши саг ду шу щиъ. Д1авало схьада хи" - "О мой бог, какие же вы двое безстыжие. Давай быстрей сходи за водой". На этом наша ссора с Лемой закончилась и мы с хорошим настроением поехали домой, в Ачхой-Мартан. 
Второй случай. В один из таких поездок мы с ним прогуливались по Элисте, остановившись у прилавка Лема купил кожаную вкладку для документов и протянул ее мне. Я было бросился рассчитаться с продавцом, но Лема меня остановил со словами - "Илес, дело не в деньгах, просто храни этот подарок в память обо мне".
Не поверите, по сей день я ношу с собой подарок Лемы, боясь потрепать его, всегда храню в барсетке.
Подарок Лемы я  показывал Исламу, сыну Лемы, чтобы тот запомнил, что память людская не имеет сроков.
Несмотря на разницу в возрасте я дружил и с 1альви и с Лемой.
Вот такие  истории.
Надо говорить. Надо писать. Надо рассказывать, чтобы поколения помнили о хороших и достойных людях, а токовыми были и 1альви и Лема.
Дала геч дойла шу шинние а.
 Цу йалсманен ховхен арешкахь, х1окха суьрта т1аьхь санна,  цхьана лиела Дала пурба лойла шуна.


Рецензии