Карнавальная ночь и пауза около 10 лет
Закрепление амплуа. Режиссёры видели в Гурченко лишь «девушку с гитарой» — лёгкую, музыкальную, комедийную. Попытка повторить успех в фильме «Девушка с гитарой» (1958) не удалась: картина выглядела бледной копией «Карнавальной ночи» и провалилась в прокате. С тех пор предложения на серьёзные драматические роли перестали поступать.
Разгром в прессе. В 1958 году в «Комсомольской правде» вышла статья Ильи Шатуновского и Бориса Панкина «Чечётка налево». Авторы публично заклеймили актрису за участие в «творческих вечерах» — неофициальных концертах, которые в СССР считались нарушением государственной монополии на концертную деятельность. Хотя для многих артистов такой заработок был нормой, удар пришёлся именно по Гурченко. После фельетона её освистывали на выступлениях, а режиссёры начали обходить стороной.
Отказ от сотрудничества с КГБ. Во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957) актрисе предложили стать осведомителем в театральной среде. Она ответила отказом. Последствия не заставили себя ждать: министр культуры СССР Николай Михайлов вызвал Гурченко на беседу и, по её воспоминаниям, заявил: «С лица земли сотрём! Имени такого не будет!».
Роли второго плана. Несмотря на опалу, Гурченко продолжала сниматься — в основном на республиканских киностудиях, получая эпизодические и второстепенные роли. За десять лет она появилась примерно в 14–15 картинах, среди которых «Балтийское небо» (1960), «Гулящая» (1961), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Рабочий посёлок» (1966). Работы, достойные её таланта, по-прежнему не предлагали.
В этот период актриса служила в Театре-студии киноактёра, сотрудничала с «Современником» и Госконцертом, много ездила по стране с концертами, выступая на заводах, шахтах и в Домах культуры.
Возвращение. Перелом наступил в 1973 году с выходом фильма Виктора Трегубовича «Старые стены». Роль директора ткацкой фабрики Анны Смирновой стала первой большой драматической работой Гурченко за долгие годы. Актриса блестяще справилась с образом сильной, уставшей женщины-руководителя. За эту роль она получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а её карьера обрела второе дыхание.
Новый расцвет. Вслед за признанием пришли предложения от ведущих режиссёров. В 1970–1980-х Гурченко снимается у Алексея Германа («Двадцать дней без войны»), Никиты Михалкова («Пять вечеров»), Петра Тодоровского («Любимая женщина механика Гаврилова»), Эльдара Рязанова («Вокзал для двоих») и Владимира Меньшова («Любовь и голуби»). Эти роли не только вернули ей любовь зрителей, но и навсегда закрепили за Гурченко статус одной из величайших актрис отечественного кино.
Свидетельство о публикации №226021200170