Карнавальная ночь и пауза около 10 лет

После оглушительного успеха «Карнавальной ночи» (1956) двадцатилетняя Людмила Гурченко проснулась звездой всесоюзного масштаба. Однако за стремительным взлётом последовал долгий период профессиональной изоляции, продлившийся почти десять лет. Об этом отрезке её биографии говорят редко, хотя именно тогда решалась судьба актрисы. Что же произошло? Почему исполнительница главного новогоднего хита «Пять минут» на целое десятилетие осталась без больших ролей?

Закрепление амплуа. Режиссёры видели в Гурченко лишь «девушку с гитарой» — лёгкую, музыкальную, комедийную. Попытка повторить успех в фильме «Девушка с гитарой» (1958) не удалась: картина выглядела бледной копией «Карнавальной ночи» и провалилась в прокате. С тех пор предложения на серьёзные драматические роли перестали поступать.

Разгром в прессе. В 1958 году в «Комсомольской правде» вышла статья Ильи Шатуновского и Бориса Панкина «Чечётка налево». Авторы публично заклеймили актрису за участие в «творческих вечерах» — неофициальных концертах, которые в СССР считались нарушением государственной монополии на концертную деятельность. Хотя для многих артистов такой заработок был нормой, удар пришёлся именно по Гурченко. После фельетона её освистывали на выступлениях, а режиссёры начали обходить стороной.

Отказ от сотрудничества с КГБ. Во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957) актрисе предложили стать осведомителем в театральной среде. Она ответила отказом. Последствия не заставили себя ждать: министр культуры СССР Николай Михайлов вызвал Гурченко на беседу и, по её воспоминаниям, заявил: «С лица земли сотрём! Имени такого не будет!».

Роли второго плана. Несмотря на опалу, Гурченко продолжала сниматься — в основном на республиканских киностудиях, получая эпизодические и второстепенные роли. За десять лет она появилась примерно в 14–15 картинах, среди которых «Балтийское небо» (1960), «Гулящая» (1961), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Рабочий посёлок» (1966). Работы, достойные её таланта, по-прежнему не предлагали.

В этот период актриса служила в Театре-студии киноактёра, сотрудничала с «Современником» и Госконцертом, много ездила по стране с концертами, выступая на заводах, шахтах и в Домах культуры.

Возвращение. Перелом наступил в 1973 году с выходом фильма Виктора Трегубовича «Старые стены». Роль директора ткацкой фабрики Анны Смирновой стала первой большой драматической работой Гурченко за долгие годы. Актриса блестяще справилась с образом сильной, уставшей женщины-руководителя. За эту роль она получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а её карьера обрела второе дыхание.

Новый расцвет. Вслед за признанием пришли предложения от ведущих режиссёров. В 1970–1980-х Гурченко снимается у Алексея Германа («Двадцать дней без войны»), Никиты Михалкова («Пять вечеров»), Петра Тодоровского («Любимая женщина механика Гаврилова»), Эльдара Рязанова («Вокзал для двоих») и Владимира Меньшова («Любовь и голуби»). Эти роли не только вернули ей любовь зрителей, но и навсегда закрепили за Гурченко статус одной из величайших актрис отечественного кино.


Рецензии