Эпилог
Конечно, каждый из них жил в своё время и был человеком своего времени, руководствовался законами и понятиями действующими на тот период. Но все они принадлежали к монгольскому миру и были озабочены положением и состоянием своего народа. Первые из них жили при распаде Монгольской империи, в начале создания бурят-монгольского народа, последние – боролись за объединение всех монголов, ибо понимали, что развитие возможно только при сохранении своих ценностей и традиций, которые, в первую очередь, предполагают субъектность. Без них она ничто.
Слово сказано. Сегодня в России эта задача становится наиважнейшей, без субъектности исчезает любая цивилизация, народ, государство. Рано или поздно, на определённом этапе развития страны, появляются свои, ведущие, философы, они анализируют прошедшие события, определяют и решают назревшие проблемы и задачи, которые ставит современность, отвергающая все неправильные и ложные, поддерживающие режимы, установки. И они понимают, что страна без реальной истории либо изменится, либо развалится. Решение проблемы не в политике, а именно в истории, которую не знает, а потому не воспринимает население.
История – это огромный массив информации о человеческом опыте, культуре, законах, ошибках и достижениях. А мозг обязан постоянно анализировать эту информацию, сравнивать её с текущей реальностью, выделять закономерности и формировать новые связи. Это и есть мышление, без которого человек превращается в животное. Но история – также и лечебный процесс, возвращающий человека из небытия.
Но вот, что интересно: в 2022 году 91 процент жителей России высказались о необходимости знания истории, но экзамены по ЕГЭ выдерживают только 13 процентов всех выпускников. Остальные на имеют даже базовых знаний по истории, а владеющих методами ещё меньше. Известно, что люди, не знающие о методах – не профессионалы, а любители, вредящие обществу. Люди не интересуются историей.
И когда руководство страны объявило о повороте политики России на Восток, признании Чингисхана, истории монголов мира, то большинство чиновников и населения оказалось не готово понять это, а на Восточной окраине России начались умопомрачительные движения, уменьшающие территорию и уничтожающие дух страны, созданной Византией и Монгольской империей. Ибо настоящая история никогда не преподавалась в СССР или в России, особенно – в её национальных образованиях. Виднейшие академики и востоковеды давно умерли, а живые – не авторитеты для современников. Историю трактует всяк как ему хочется…
Жизнь человека имеет смысл только при знании реальной истории, а это – собственное мнение, которое генерируется при собственной мысли. Веками жрецы человечества пытались загнать человека в стройные толпы послушных рабов, что им удавалось, но в людском муравейнике всегда появлялись группы развивающихся личностей, из которых рождалась национально-ориентированная элита, которая и вела остальных на новые уровни развития.
Человеку прошлого нужны были ведущие. Мозговая система его настолько слаба, что не воспринимала (не воспринимает ещё и сегодня) реальную действительность как таковую, но впитывала слова, с которыми скоординированы его условные рефлексы, что и доказано величайшими учёными. Этим пользуются все жрецы, действующие в интересах себя и своих групп. Но герои этой книги жили и работали на благо всего человечества и монгольского мира, на развитие ума. Именно это решает задачи и снимает проблемы. Они были субъектными личностями или стремились к этому.
Поясним теперь что же такое субъектность, о котором я так часто пишу. Субъектность человека и части народа – это их способность быть активным творцом собственной жизни (индивидуальная субъектность) или истории (народная субъектность), а не пассивным объектом внешних обстоятельств.
Понимание и формирование собственной истории – это главное свойство субъектности народа. Народная субъектность проявляется в способности самостоятельно определять свой путь, принимать решения, которые формируют его будущее, и брать на себя ответственность за это будущее. Но для этого надо фиксировать в памяти события, после чего возможны выводы. Такая память есть только у национально-ориентированной элиты, которую уничтожают функционеры, ставя себя на их место.
Историческая закономерность следующая: в народе всегда зарождается какой-то процент субъектных людей, из которых, в свою очередь, появляется национально-ориентированная элита, которая работает на развитие всего народа, пребывающего в двух пониманиях времени: циклическом и линейном.
Циклическое время – философская и культурная концепция, согласно которой время движется не по прямой линии (из прошлого в будущее), а по кругу, где события и процессы повторяются в определённой последовательности.
Линейное время является основополагающим в классической физике и повседневном восприятии, где прошлое, настоящее и будущее идут последовательно, одно за другим. Люди с линейным восприятием времени часто воспринимают его как ресурс, который можно потратить или сэкономить. Такой взгляд способствует целям, планированию и организации.
Линейное время противопоставляется циклическому времени, которое предполагает повторение.
В каком же из времён живут монголы? Современные монголы живут в циклично-линейном времени. Отсюда следует и двойственность их стереотипов поведения. В быту они придерживаются линейного времени, а в духовной, сакральной, практике следуют цикличному времени. Именно такое понимание предполагает выгоду развития. Здесь и традиции, и развитие, которое может ускориться при понимании истории и ситуации.
Человечество переходит в следующую фазу развития только при глобальных изменениях или потрясениях, в которых исчезают миллионы особей. Так было всегда, а при известной нам истории эти события были весь ХХ век, ознаменованный идейными противостояниями, революциями, двумя мировыми войнами, падением СССР, постсоветским периодом, современной ситуацией. Во всех этих событиях – человечество и народы переживали глобальные перестройки. Но сама эволюция, в нашем измерении, медленная и незаметная, все процессы не происходят за период одной жизни человека.
Монгольское общество – своеобразный аналог общества России, где, в силу известных причин, тоже нет и не было подлинной идентичности и самосознания. Именно такое состояние населения тяготит лидеров и мыслителей обеих стран, ибо наступил такой период эволюции человечества, где развиваться без субъектности невозможно.
Следовательно нужны реальная история и реальная идентичность. Только в них возможно настоящее развитие, которое нереально без мирного сосуществования всех сторон. Это очевидно.
Ведь история – это исповедь, а жизнь без исповеди невозможна…
В конце XIX и первой четверти XX веков на базе российских социал-демократов и культуры появилась бурят-монгольская интеллигенция, европейского образца, создавшая Монголию и Бурят-Монголию, но уничтоженная режимом большевиков.
За столетия, в силу разъединённости по странам и регионам, менталитет и языки монголов стали значительно отличаться друг от друга, чему способствовали артикуляции других народов, каждый политический режим трактовал прошлое по-своему, нивелируя историю под свои структуры и условия, а народы становились только ресурсом этих режимов и верхов.
Со временем и среди монголов мира появились научные и творческие прослойки, служащие политическим режимам, их верхам, то есть – национальные функционеры.
Нацию не создавали, а то, что имелось разрушали.
Далее была уничтожена вся субъектная часть населения вместе с национально-ориентированной элитой, которая хоть в малой доле, но присутствует в любом обществе, а народы, не имеющие таких лидеров, как правило исчезают. У бурят-монголов было около или более 30 тысяч человек, живших в России и Монголии, которые производили национально-ориентированную элиту. Их всех уничтожили в годы репрессий. Это десять процентов от общего числа населения, более чем достаточное количество людей, способных вести народ.
Сегодня такой прослойки в этих странах нет.
За субъектной частью и элитой исчезли монголы, ставшие просто бурятами, калмыками, тувинцами, потеряв корневой компонент названия – монгол, которое было в названиях, паспортах, документах, беседах. И эти народы медленно, иногда и ускоренно, растворяются в других народах. Если для этого финно-уграм требуется одно поколение, то для монголов – не менее двух-трёх поколений. Вся оптимизированная таким образом литература и другая деятельность без слова «монгол» работали и продолжают работать, во главе с кураторами и редакторами, на уничтожение монгольского самосознания и его субъектной части, без которой не может быть национально-ориентированной элиты.
История Российской империи и СССР – история многих не субъектных народов, где есть положительные и отрицательные периоды. Но как сегодня будут развиваться бурят-монголы, не имея мыслителей подобных Цыбену Жамцарано, Михаилу Богданову, Элбэг-Доржи Ринчино, Базару Барадину, Даши Сампилону, Бямбын Ринчену, Эрдэни Батухану?
Как будет жить дальше страна, население которой не знает истории и своих основателей, причины и следствия своего существования?
Вот почему лидеры и философы современной России, может быть, впервые обратились к реальной истории и просвещению, чему содействует изменившаяся политическая карта мира, но его сердцевина или Хартленд (Heartland), где мы родились и живём, не может сместиться. В новой ситуации нужна собственная идентичность, пристальное изучение истории для того, чтобы осознать прошлое, понять настоящее и определить будущее.
Теперь без своей истории ни один народ мира уже не обойдётся. При этом обязательное знание исторической, детальной, географии, а для бурят-монголов – изучение народов и территорий Китая, Монголии и России обязательно. История без географии и привязки к местности – ничто.
Вместе с развитием новейших систем, искусственного интеллекта, персонализированной медицины, квантовой физики, нанотехнологий человечество обязательно должно вернуться к традиционализму, где возможен устойчивый порядок и человеческие ценности, бережное отношение к природе и собратьям по разуму. И, самое главное, присутствует настоящая, индивидуальная и коллективная, память. В сравнении со временем появления Вселенной, человечество прожило ничтожно малый срок, а сегодня находится на заре своего настоящего развития.
Сложнейшая и великая история монголов мира всеми своими фактами сегодня говорит о возможности ускоренного развития, ибо мы веками завоёвывали, создавали и впитывали культуры и истории многих народов, которые сегодня открыты. Живя в Китае, Монголии, России и других странах, познавая их истории и знания, языки и технологии монголы могут достигнуть небывалых высот в своём развитии и продолжить свою историю как творцы и созидатели, сохраняющие и развивающие свои традиции.
Именно об этом мечтали и ради этого жили все герои книги, с биографиями которых ознакомились читатели.
Виктор Балдоржиев
На снимке. Архитектурно-скульптурный памятник «Утвердившим рубежи России», поставленный группой «Союз Искусств» на Караульной сопке у самой государственной границы, где состоялся обмен охранными грамотами между сторонами Российской и Цинской империй 21 октября 1727 года
Автор проекта и руководитель группы Виктор Балдоржиев, скульптор Виктор Войнов. Село Абагайтуй в 2007-2008 годы
Источники из архива автора, указаны в произведениях, а также использованы открытые данные интернета
Свидетельство о публикации №226021200474