Репрессии 30-40-х гг. в судьбе М. А. Окороковой
Один из сыновей - Елисей (родился 14 июня 1881 года) женился на Марии Антоновне Поповой (род. 12.02.1883 г.). В семье появилось 5 детей: Александр (р. 23.08.1908 г.), Полина (р. 09.02.1910 г.), Елизавета (р. 18.10.1911 г.), Василий (р. 1915 г.) и Дмитрий (12.09.1917 г.).
Елисей Кириллович Окороков участвовал в Первой Мировой войне, затем стал городовым г. Тулы. В 1918-ом году от него в семью пришло известие из госпиталя города Киева, дальнейшая судьба Елисея неизвестна. Семья в 1925 переехала в Серпухов, где Мария Антоновна устроилась работать на ситценабивной фабрике. Полина Елисеевна Окорокова вышла замуж за Мальцева Михаила Ефимовича.
Серпухов – город в южной части Московской области на реке Наре, у её впадения в Оку, в 99 км. от центра Москвы. Приблизительно на одинаковом расстоянии (около 80 км) от Серпухова расположены два областных центра: Тула и Калуга.
В 1930-е годы страна пережила волну жестоких репрессий. Эти события оставили глубокий, неизгладимый след в жизни всего общества, повлияв на его экономику и политическую структуру. Страх и подозрительность были неотъемлемой частью повседневной жизни. Люди по доносу попадали в лагеря, исчезали без следа, семьи оставались в неведении. Страна строила социализм, простым гражданам внушались лозунги о постоянной борьбе с "врагами народа", "вредителями" и "шпионами". Любой, кто хоть как-то выражал недовольство или сомневался в советской власти, мог быть обвинен в контрреволюции и попасть понести наказание.
В ГА РФ (Государственном Архиве Российской Федерации) хранятся Дела, раскрывающие тяжелые испытания, которые пережила оставшаяся вдовой с детьми Мария Антоновна Окорокова.
1931 год. «Следственное Дело. Мальцев Михаил Ефимович, 1910 г.р.; Окороков Александр Елисеевич, 1909 г.р.» (ГАРФ, Ф. 10035, Оп. 1, д. П-49413).
Сведения о задержанном: «Окороков - мать Мария Антоновна, сестра Елизавета Елисеевна 18 лет и маленький брат лет 12, отец неизвестно где с момента революции».
Затем следует Прокол допроса:
«Протокол №4.
Собрания партактива при казарме Володарского 2-й СНФ-ки от 7/у-31г.
---
Слушали:
1. О поведении семьи Окорокова и Мальцева (Игнатов). Высказались: Давыдов, Климов, Сухарева указывали, что Окороковы и Мальцев больше и усиленно ведут дезорганизацию, хулиганство и антикампанию проводимых мероприятий внутри казармы: ударников как Летин ребры посчитают, это говорит Окороков. Он сорвал репетицию по подготовке к 1-му Мая хулиганскими выходками. Поставлена кадка для кухонных отбросов, а он злостно бросает в рукомойник или же на улицу и т.д.
Постановили:
Ввиду имеющихся ранее постановлений партактива и доведено до партячейки, ФЗК СНФ о поведении Окорокова и Мальцева в казарме и до сего времени не прекращают подобные выходки среди рабочих, а наоборот усиливают свои щупальцы на проводимые кампании и на культурный быт рабочих.
Со своей стороны предлагаем выселить Окорокова и Мальцева, как чуждные элементы, находящиеся среди рабочих. Кроме того есть сведения, что Окороков и Мальцев выходцы из кулацких и пристовских зародышей.
Из обвинительного заключения:
Окороков Александр Елисеевич, 21 года сын бывшего городового города Тулы - скрылся после революции.
Мальцев: исправительный лагерь на 3 года.
Окороков: досрочно условно от наказания освободить».
Пометка: «1965: невиновны».
«Дело рассмотрено по жалобе Мальцева М.Е., проживающего г. Караганда 24, ул. Школьная 64а, жалоба Мальцева к этому делу не прилагается, т.н. направлена в отдел по надзору за рассмотр. в судах уголовных дел, в связи с рассмотрением дела по ст. 74 за 1937г.»
1936 г. ГАРФ Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-69225.
Из материалов Дела:
«"УТВЕРЖДАЮ"
ЗАМ НАЧ УПРАВЛ НКВД МО-
Майор Милиции:
СЕМЁНОВ
Справка на арест 25.3(?).1938
Отделом милиции Серпуховского РО НКВД МО установлен ОКОРОКОВ Ал-др Елисеевич, 1908 г. рожд., урож. дер. Ламская, Ефремовского р-на, Тульской обл.. Проживает: г. Серпухов, ул. Володарского д. 23/51, кв. 1. Работает проводником вагонов, Дзержинской ж.д., в 1931 г. Тр. ПП ОГПУ по ст. 58 п. 10 УК, вместе с Мальцевым, был осуждён на 3 г. к/лагерей, отец его до революции работал жандармом в г. Туле и в период Октябрьской революции скрылся. Брат - Дмитрий Елисеевич отбывает срок - 8 лет лиш/своб. Зять - Мальцев в 1937 г. осуждён на 10 лет ИТЛ.
ОКОРОКОВ А.Е. будучи враждебно настроен против политики ВКП/б/ и Соввласти, среди населения проводит активно контрреволюционную агитацию.
В ноябре м-це 1937 г. среди рабочих проводил к.-р. агитацию, говорил: "Урожай по всей стране хороший, а продуктов питания нет. Правительство хлеб, крупу и другие виды продуктов отправляет за границу эталонами, а рабочие платят за продукты дорого, в то время как зарплату получают низкую. Ширпотреб, а совершенно нет".
В ноябре м-це 1937 г. во время коллективного слушания по радио рабочими доклада тов. ХРУЩОВА, ОКОРОКОВ умышленно организовал коллективную пьянку и хулиганство, тем самым сорвал слушание по радио доклада тов. ХРУЩЕВА.
Кроме того ОКОРОКОВ систематически проводит среди рабочих к.-р. агитацию, доказывая рабочим о плохой жизни рабочих при Соввласти и распространяет провокационные сведения к.-р. характера.
/Из. показ. свидет.: ЛИТОВЧЕНКО и САВИНА/.
ПОДЛЕЖИТ А Р Е С Т У
ОКОРОКОВ Ал-др Елисеевич, 1908 г. рожд., сын бывш. жандарма, урож. дер. Ламская, Ефремовского р-на, ТО. Проживает: г. Серпухов, ул. Володарского д. 23/51, кв. 1. Работает проводником вагонов на Дзержинской ж.д.. В 1931 г. судим по ст. 58 УК - 3 г. к/лагерей.
УЧИНСПЕКТОР ОТД. МИЛИЦИИ: АГАПОВ
"СОГЛАСНЫ": НАЧАЛЬНИК СЕРПУХОВСК. ОТД. РКМ - Мл. Лейтенант Милиции: АНТОХИН
НАЧАЛЬНИК УРКМ УНКВД по МО».
Из анкеты арестованного:
«Родство, ФИО, Возраст, Работа, Место жительства
Мать - Окорокова Мар. Ант., 56л., пенсионерка, ул. Володарского 23/51
Брат - Окороков Вас. Елис., 1915, ? (неразборчиво), то же
Жена - Полунина Елиз. Алек., 1910, (неразборчиво), то же
Сын - Окороков Ник. Ал-рн., 1937, -, то же
Сестра - Мальцева Пол. Елис., 1910, (неразборчиво), 1 Серпуховская ул.
Сестра - Широкова Елиз. Елис. 1911, (неразборчиво), ул. Володарского 23/51
Брат - Окороков Дм. Елис., 1917, арестован 12/XI/1937 (неразборчиво) Милиции как СВЭ».
«Приговор: ОКОРОКОВА Александра Елисеевича РАССТРЕЛЯТЬ».
В деле есть запросы о пересмотре дела в 1940 (!) году. Запрос от матери. Решение о приговоре оставлено в силе. Далее идут запросы от 1962 от матери.
Мария Антоновна считала, что сын умер в 1943 в лагерях.
Александр Елисеевич Окороков был реабилитирован.
В годы Великой Отечественной войны г. Серпухов был прифронтовым. В октябре 1941 года линия фронта приблизилась вплотную к городу. Фронт проходил в районе деревень Троицкое, Кременки, Юрятино. В 18 км от Серпухова шли ожесточённые бои. Существовала угроза взятия города фашистскими войсками. Фашистские захватчики забрасывали город агитационными листовками. Органы государственной безопасности особое внимание уделяли выявлению подозрительных, по их мнению, «социально-чуждым советскому строю» людей. М.А. Окорокова, по всей видимости, давно была под подозрением органов, любое ее неосторожное высказывание или действие могло привести к аресту. К сожалению, избежать тяжелой участи ей не удалось.
В ГА РФ есть Следственное Дело и на Марию Антоновну Окорокову (ГАРФ Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30564).
Из материалов Дела:
«Из постановления на арест от 17 июня 1942г.
ОКОРОКОВА М.А. происходит из социально-чуждой Советскому строю среды. На протяжении длительного времени среди окружающего населения высказывает открыто свои антисоветские взгляды и надежды о смене существующего политического строя в Советском Союзе. В период приближения немецко-фашистских войск к городу, антисоветская деятельность ее ещё более активизировалась и приняла резкие формы, ожидая прихода немцев в город, ОКОРОКОВА открыто высказывала угрозы коммунистам о расправе над ними; распространяла провокационные слухи о, якобы, хорошем обращении немцев с мирным советским населением временно оккупированных районов, а поэтому на основании изложенного, -
... подвергнуть АРЕСТУ и ОБЫСКУ».
Из анкеты арестованного:
«Отец - Попов Антон Трофимович - умер
Мать - Попова Ефросинья Егоровна - умерла
Муж - Окороков Елисей Кириллович - умер
Дети - Окорокова Елизавета Елисеевна, Василий Елисеевич
Братья, сестры - нет
Фотокарточки нет, есть отпечаток указательного пальца правой руки.
Личная подпись арестованного: ОКО».
В одном из актов указано, что при себе имела немецкие листовки.
Сведения из другой анкеты арестованной от 26 июня 1942:
«Дочь - Елизавета Елисеевна, её дети дочь Лида 8 лет, дочь Тамара 4 г., дочь Вера 7 м-цев.».
В протоколе допроса, на вопрос, где сыновья Дмитрий и Александр, она «не знает».
«Вопрос: Чем занимался ваш муж до Октябрьской революции
Ответ: Мой муж занимался крестьянской вом., а в 1918 году умер
Вопрос: Вы говорите не правду о смерти своего мужа, т.к. ваш муж скрылся с белыми. Отвечайте так ли это?
Ответ: Да, мой муж был взят в царскую армию в 16 или 17 году, а в 18 году я получила от него письмо из больницы г. Киева и больше я от него сообщений не имела и то что сказать умер ли он я не могу.
Вопрос: Вы так же обманываете служащего т.е. скрываете, что ваш муж был урядником царской полиции. Отвечайте почему вы скрывали это?
Ответ: Да, действительно мой муж работал полицейским в царской полиции, но потом он в полиции не работал, а стал работать в сельском хозяйстве. В 1916 г. он был взят в царскую армию. Кем он был в армии мне не известно. Жив ли он или нет мне неизвестно.
Вопрос: Какое же хозяйство у вас было в деревне?
Ответ: Наше хозяйство было совместное с братьями мужа и считалось середнецким. В 1925 г. хозяйство деверья разделили, а я выехала в г. Серпухов где и работала на ситце набивной ф-ке до 1937, с 1937 г. получаю пенсию по болезни и по старости».
Далее идут вопросы про жильцов казармы.
На вопрос про профашисткую агитацию отвечает, что «безграмотна».
На вопросы о том, что «ожидала прихода немцев» - все отрицала.
Из постановления: «Будучи озлобленной к существующему в СССР политическому строю, за репрессию двух сыновей и зятя, в условиях военного времени среди окружающих ее лиц проводила антисоветскую агитацию; дожидалась прихода немецких захватчиков в г. Серпухов; собиралась при этом выдавать известных ей коммунистов; высказывала угрозы по адресу коммунистов. Проявляла неверие в сообщения Совинформбюро. Кроме этого, хранила у себя на квартире листовку контрреволюционного содержания».
Из следующего протокола сведения:
«Вопрос: Вы откуда взяли фашистскую листовку с контрреволюционным содержанием?
Ответ: Когда мы сидели на улице я с ребятами и ещё (неразборчивое слово) фамилии, которые я сейчас не помню. Какой-то гражданин подошёл к нам и дал листовку, взяла листовку моя девочка и унесла домой.
Вопрос: кому вы давали читать эту листовку?
Ответ: эту листовку никто не читал, т.к. она была написана на немецком языке.
Вопрос: Почему же вы не уничтожили эту листовку?
Ответ: Я не видела, что девочка листовку положила на комод, а на другой день пришли меня арестовывать и нашли эту листовку. Я только тут увидела, что она находилась у меня в доме».
Приговор: «лишению свободы сроком на десять лет, с поражением в политических правах, срок на пять лет в отбытии ей наказания и с конфискацией всего личного имущества».
Пометка: «Реабилитирована в 2001».
Автор выражает благодарность Владимиру Ибрагимовичу Мухамадиеву за предоставленные материалы. Мария Антоновна Окорокова – прапрабабушка для Владимира, а Кирилл Герасимович Окороков – прапрапрадедушка, который в свою очередь является прапрадедушкой для моего мужа – Николая Владимировича Окорокова.
В.И. Мухамадиев о судьбе Марии Антоновны по воспоминаниям родственников: «Марии Антоновне дали срок на 10 лет, но, судя по всему, его потом сократили. Это по рассказам родственников. В деле всё заканчивается приговором, который она к счастью смогла пережить».
Мария Антоновна Окорокова выдержала испытания судьбы, ее не стало на 84-ом году жизни.
Свидетельство о публикации №226021301044