Туман. Бог молчит. Часть 60

На тайгу опустился туман.
Небо серое, плотное, низкое.
Дым ползёт, огибая урман.
Точно зверь, добычу  преследуя.

17.00. На тайгу опустился туман. Гляжу в окно, а тайга, точно в молоке, расплывается миражом. С утра, уже не вспомню которые сутки, бесконечно идёт дождь. Небо - низкое, серое, в непроницаемых облаках. Они, словно лежат на земле, на мхах, на деревьях, придавив сыростью холодной водяной. Дым из трубы не поднимается вверх, а стелится горизонтально, почти касается земли, устремляется полосами на юг, переваливая вершину кедровой гривы.

Прилетал покормиться к окну опять наш поползень. Шустрая птаха пробежала сверху вниз по стволу сосенки (вниз головой!), что растёт напротив окна.Спустившись, развернулся и шустро прополз вокруг ствола, перелетел на другое дерево, что напротив двери в избу. – Выискивает живность. Обследовал сосенки, но не обнаружив новых жучков, сел на собачью конуру, раздумывая, куда бы ещё слетать. Однако, увидел заинтересованный взгляд Дымка, испугавшись его внимания,резко улетел. А я погрызла орех. После него хочется пить…

Кипит, источая аромат гречки,гречневая каша. По крыше непрерывно капает дождь. Методично, мелодично булькает водица, стекая с крыши в бак, поставленный под слив. – Привычные звуки тайги!..

Начистив,примерно поллитра,ореха, в миске поставила сушить к печи. – Это мой утренний план. Решила оставить в избе на будущее. Возможно, смогу немного вынести в село, - как получится по загрузке рюкзака. Каша плохо у меня идёт в еду, хочется котлеток, а дождь сковал по рукам,по ногам, загнал под крышу и не выпускает на промысел. Когда собирала шишки, непрерывно контролировала место расположения избы, чтобы не плутать. Серьёзно опасаюсь заблудится в ста шагах от зимовья. Его совершенно не видно даже в упор. Лишь повернёшься спиной, как ориентировку теряю. Приходится непрерывно ориентироваться, не выпускать из вида стену дома, тропки. В тайге царит давящий полумрак. Выхожу с зимовья, не одеваясь в таёжное, хожу в домашней одежде, лишь порой штормовку сверху набрасываю от сырости. В таком виде плутать страшно и крайне опасно.

О людях перестала думать. Иногда, немного думается, но то больше анализ обстоятельств, нежели иные чувства.

18.10. Суббота. На часах 17.15., а верно - 17.00. Ставила часы наугад, по световому облику за окном. Ошиблась всего на пятнадцать минут. Но то и не случайно, день убывает за сутки именно на те самые пятнадцать минут. Получается, и не ошиблась в прогнозе, лишь не учла убывание светового периода дневного.

Уже темнеет и бесконечная морось добавляет сумрака. Испекла четыре калачика. Вышли красивые, вкусные, аппетитные, точно куличики пасхальные!Выложила их в миску. Приятно не только кушать, но и смотреть на них. Каша лайкам сегодня пригорает: проследила, и манка осела на дно кастрюли, оттого и подгорела.

Пуля решила опять в ночь уйти; исчезает постоянно к ночи. Хитрит! Выбежит с избы пробежаться перед сном и убегает охотиться, чем мне изрядно мотает нервы. – Сильно боюсь за неё! Темно! Начинаю ждать, нервничать, звать, бояться за лайку. А с темнотой активируется вся серьёзная ночная таёжная хищная жизнь. - Кто-то прячется, а кто-то ищет того, кто спрятался и, кого бы покушать…

17.30.Морось. Река шумит. Слышно Манью, точно течёт не в километре, а совсем рядом. Пахнет вкусно печёным хлебом. Дымка лежит около двери.Взгляд у пса сегодня страннотревожен. Пуля смоталась, а Дымка за ней не бежит. Вероятно, кто- то крайне серьёзный появился рядом, и пёс благоразумно не отходит от зимовья. А вот мамаша не понимает опасности. Если пришли волки, то, вероятно, рядом рыщут самцы, оттого и такое разное поведение лаек. Пуля привыкла, что суку лайки кобели не обижают, и переносит данное обстоятельство и на сородичей. А те кушать хотят…

Доколола кедровую чурку. Она из-за снега и дождя вымокла, но горит. Пришла,наконец-то, Пульхерия! - Красавица! Смотреть на неё, – одно загляденье! – Чистенькая, породистая, счастливая, шустрая, обросла зимним мехом, распушилась, хвост крутой баранкой лежит горделиво на спине. Просится в избу.

18.00. Дождь усиливается. Печь прогорает. Налила на сковороду тесто выпекать большой хлеб. Пока пеку, граблями подгребла сор, скопившийся от шишек, дров у входа. Сгребаю кедровую шелуху, а под ногами хрустят орехи.

18.09. Почти темно. Испекла вторую партию булочек. Вышли удачно. Тесто хорошо подошло. Муку мешаю для экономии с геркулесом и с манкой. Пахнут аппетитно. Налила с термоса компот. Наслаждаюсь вкуснятиной и покоем. - Дождь не перестаёт, - сейчас вода в реке поднимется. Читаю Чехова.

19.30. Капает, капает, капает. Пуля лежит на своей кровати. - Сырая. Дала лайкам хлебушка. Почистила зубы содой. Хочется пить. Решила меньше пить на ночь. Вчера пила компотные отвары из ягод брусники, в итоге за ночь три раза вставала, - мочегонный эффект налицо. Брусника – сильно мочегонная! –Решила: лучше поспать с вечера и до утра, не вставая.

Горит на столе в чеплашке свеча. Тикают убаюкивающе, успокаивают часы, точно в далёком детстве бабушкины ходики с кукушкой. Стучит, не уставая, по крыше дождь. Лайки дышат громко, укладываются спать, моют сырые лапы. Спать пока не хочется.

Продолжение следует.

Фотографии Татьяны Немшановой. 2011 год. Река Манья. Манья Чигим. Восточный склон Приполярного Урала Сибири ХМАО Югра, лес северный таёжный. Лайка Западной Сибири.


Рецензии
Темно! Начинаю ждать, нервничать, звать, бояться за лайку. А с темнотой активируется вся серьёзная ночная таёжная хищная жизнь. - Кто-то прячется, а кто-то ищет того, кто спрятался и, кого бы покушать…

Смелая собачка.Привыкла к автономии
Морось. Река шумит. Слышно Манью, точно течёт не в километре, а совсем рядом. Пахнет вкусно печёным хлебом.
Свет, цвет, запах =основа прозы. ну и мысли к ним одухотворяют ее
Удачи!

Юрий Баранов   13.02.2026 17:43     Заявить о нарушении
Смелость не всегда хороша в тайге. Лучше б почаще опасалась.
Спасибо, Юрий!Перечитываю сама, и странно, точно сон. Если б не записи, то и не вспомнила б, решила б, что снится. Не верится, что это всё было...
С уважением!

Татьяна Немшанова   13.02.2026 18:49   Заявить о нарушении