Из рожденных женами не восставал больший...

 
   

Прошло  более 500 лет после пророчества Малахии о том, что Бог пошлет "Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного»,  но    народ  терпеливо ждал вторичного появления Илии как непосредственного предтечи Мессии, и как  утверждают   евангелисты , осуществилось пророчество в лице назорея Иоанна Крестителя.
     Иоанн Креститель большую часть своей сознательной жизни провел в пустыне отшельником, питаясь саранчой и лесным медом. На пятнадцатом году царствования императора Тиберия, то есть в 28 году нашей эры, он вышел из пустыни и начал пророчествовать. В одежде из верблюжьей ткани, перепоясанной кожаным ремнем, он ходил по стране, громовым голосом вещая о скором наступлении Царства Божьего на земле и призывая к покаянию. 
Своими страстными, гневными проповедями Креститель снискал себе  огромную популярность и славу  чуть ли не мессии. Он повторял слова пророка Исайи, называя себя «гласом  вопиющего в пустыне», своего рода укором совести народа и видел свое  призвание в побуждении людей к праведной жизни , призывая их к покаянию и очищению  от грехов.Иосиф Флавий упоминает Крестителя  как одного из самых уважаемых  проповедников в Иудее, который «пользовался огромным влиянием на народ».

     Приходившему креститься от него народу Иоанн говорил: "порождения ехиднины!  Кто внушил вам бежать от будущего гнева?Сотворите же достойные плоды  покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам...Уже и секира  при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода,  срубают и бросают в огонь...он ( Сильнейший) очистит гумно свое и  соберет пшеницу в житницу свою, а солому сожжет огнем неугасимым. » ЛК  3:7-9,16-17; Мф 3:7-12). В скором апокалиптическом суде Бог  истребит  непокаявшихся, сожжет, как солому. От этого уничтожающего огня может  спасти только водное омовение в реке Иордан и изменение жизни.
Скорее всего, сам Иоанн не знал точно, кого он ждет. Он высказывался  туманно, метафорически о том, кто придет: помазанный царь Мессия из рода  Давидова, или первосвященник, или Мелхиседек, а может, пророк, подобный  Моисею?… Главное -не то, кого пошлет Бог перед Концом,а то, как надлежит  к этому подготовиться..

Среди тех, кто пришел услышать проповедь Иоанна и принять от него  крещение покаяния, были  также жители Галилеи, и между ними явился и  Иисус .
Иоанн крестил Иисуса, как и других, пришедших покаяться и искупить грехи.
Сам факт крещения Иисуса не совсем понятен, поскольку  Иоанн крестил в покаяние.Не означает ли это, что Иисус ощущал себя в чём-то греховным, ощущал необходимость в покаянии? Более того,не означает ли это некоторую вторичность Иисуса по отношению к Иоанну?
«Иоанн удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.»
Фраза «так надлежит нам исполнить всякую правду» слишком уж туманна и, в сущности, сводится к ответу: «потому что так надо». А почему надо, -неизвестно.
Возможно,призыв Иоанна к покаянию  Иисус отнёс и к себе, сочтя  необходимым сделать всё, что требовал пророк, для спасения от эсхатологического Суда. Иисус поверил Иоанну, что на Израиль и вообще всё человечество грядёт Суд Божий, и поверил, что для спасения во время этого Суда надо исполнять волю Божию так, как указывал Иоанн.
При крещении, согласно Марку,  произошло посвящение Иисуса в Мессию, когда Дух Божий сошел на Него, "как голубь", и раздался  голос :"Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение" ( МК 1:11).  Можно предположить, что  при  крещении Иисус  пережил некий визионерский опыт призвания, придавший Его жизни новое направление и заложивший основу для общественной "мессианской" деятельности .Также и  поэтому   нельзя было  умолчать в  евангельском  повествовании о событии крещения.
     После крещения Иисуса Иоанн продолжал проповедовать покаяние , а  сам Иисус начал свое служение ,присоединившись к движению Иоанна в  качестве одного из его учеников. Какое-то время после крещения Иисус  оставался , проповедуя словами учителя и крестя людей одновременно с  ним. Вскоре Иисус сам начал ( или его ученики) совершать омовения, и Его  проповеди сопутствовал огромный успех, больший, чем у Иоанна.О том, что ученики Иоанна были недовольны самостоятельной активностью  Иисуса и Его учеников, свидетельствует  эпизод из Евангелия  Иоанна: «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И  пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при  Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к  Нему. »
В словах учеников Иоанна слышится нескрываемое недовольство. Между тем, в  своем ответе Иоанн ссылается на свое прежнее свидетельстве об Иисусе и  вновь подтверждает его: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я  Христос, но я послан пред Ним... Ему должно расти, а мне умаляться." (Ин. 3:25–36).

                " ТЫ ЛИ ТОТ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРИЙТИ"?
    Недолго, однако, продолжалась совместная проповедь Иоанна и Иисуса. Вскоре Иоанн был арестован по приказу галилейских властей.
    После ареста, находясь в темнице, Иоанн продолжал с тревогой следить за  деятельностью Иисуса. Тревога его была связана с тем, что не всё шло «по  плану» : приход будущего века задерживался, и надо было как-то  сориентировать учеников. Предтеча жил ожиданием победоносного Мессии,  помазанника Господня, Того, кто избавит Израиль от всех врагов его, - Сына Человеческого, возвещенного Даниилом, грядущего на облаках небесных  нести суд нечестивым и погубить их дыханием уст Своих. Этого Мессию  проповедовал Иоанн в пустыне народу: того, который уже теперь срубит все  бесплодные деревья, отделит пшеницу от плевел. Но все  было не так. …
Иоанн, может быть,  догадывался об "особом предназначении"  Иисуса, однако, до конца  жизни не был уверен, что Он и есть тот самый Мессия, которого ожидал  иудейски народ.И Иоанн отправил к Иисусу посольство из доверенных учеников с прямым вопросом:
        «Ты ли Тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф 11:2).
    Такой вопрос  свидетельствует о том, что  Креститель сомневался. Предлагать такой вопрос Иисусу он мог лишь в том случае, если крещение Иисуса никаким чудом не ознаменоалось.
Это противоречит утверждению Евангелий, будто Иоанн уже во время  крещения убедился в том, что Иисус и есть подлинный Мессия. Это  противоречит  словам Крестителя о том, что он "недостоин развязать  ремень обуви" Иисуса; что ему  " надобно креститься" от Него.. И вот он,  Иоанн , крестивший Его, - сомневается..Впрочем, что говорить об Иоанне,  если даже ученики Христа до конца уверовали в Иисуса как в Мессию,  только после Его воскресения...
    Иисус  не ответил прямо на поставленный вопрос, Он не сказал: «Я Тот,  Кто должен придти».   Он сказал лишь ученикам Иоанна, чтобы шли назад и  передали Иоанну о том, что происходит:
«слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие  слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;и блажен, кто не  соблазнится о Мне.» (МФ 11:5-6)
Ответ Иисуса представляет собой не просто описание происходящего, но  описание в цитатах из Книги Исаии ( Ис 26:19; 29:18–19; 35:5–6; 61:1).  Скорее всего, ссылки на Исаию означают, что Иисус хотел сказать, что  эсхатологические пророчества действительно сбываются- в Нем,в его чудесах и исцелениях...
Итак, послание Иисуса выглядело довольно ясно:  Он  – тот самый, кто должен прийти, Иоанну не нужно ждать другого.
Однако, ответ Иисуса не содержал в себе упоминания ещё об одном признаке Мессии – проповеди освобождения пленным:
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать  нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным  освобождение и узникам открытие темницы,(Исаия 61:1) .
    В самом конце идет предостережение: «Блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф 11-6).
    Это было обращено к Иоанну . Иисус как бы говорил ему: « Я-Мессия,  но Я делаю не то, что ты ожидал от Меня, и я не отвечаю твоему  представлению обо мне.»
    Скорее всего, Иоанна ответ удовлетворил не полностью. Известно, что  Иоанново движение сохранилось и после его смерти и даже конкурировало с  христианством. Это значит, что Иоанн не оставил прямого указания на то,  что Иисус — Мессия.
    Как он мог смотреть на ситуацию и как мог понять ответ Иисуса?
    Иисус в чём-то соответствовал ожиданиям Иоанна, но в чём-то и совершенно  не соответствовал. Поэтому чрезвычайно красноречив тот факт, что  евангелисты не упоминают о реакции Иоанна на ответ Иисуса.
Ответ Иисуса указывал вовсе не на Суд, не на наказание злодеев, а на  милость Божию. Но если столь велика Его  милость, то почему в тюрьме  оказался праведник Иоанн ?Колебаниям Иоанна не суждено было разрешиться, ибо жизнь его трагически оборвалась.

    Матфей приводит слова Иисуса об Иоанне Крестителе, обращенные к народу :«Что же смотреть ходили вы? ... пророка? Да, говорю вам, и больше  пророка…... Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший  Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же  Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и  употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до  Иоанна" (Мф. 11:7-13).
    Иисус высоко ценил Иоанна  , об этом  свидетельствуют  Его слова: «Из  рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя»,но продолжение этой  фразы – о том, что «меньший в Царстве Небесном больше его», как  бы сводит на нет всю похвалу Иисуса Крестителю.
    Иоанн Предтеча по своей  ментальности, образу действий и содержанию проповеди принадлежит еще к  Ветхому Завету.Он – последний из ветхозаветных пророков, он «больше  пророка», т.е. превосходит всех прежних пророков.В то же время, он стоит на пороге Нового Завета: его проповедь  тематически перекликается с проповедью Иисуса.Слова Иисуса  могли означать, что речь идет о Царстве Небесном как новой реальности, в  которой каждый человек обретает иное качество, и даже самый великий  человек на земле меньше самого малого в Царстве Небесном. Но по такому  толкованию получается, что все пророки ВЗ, включая самого Моисея и  Давида, меньше любого новозаветного верующего , «удостоившегося»   Царства ?

     Судьба Иоанна была печальна.Он выступил против тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы, обвиняя его в незаконном кровосмесительном  браке с Иродиадой .  Антипа велел арестовать Крестителя и  после довольно длительного заточения в крепость он был казнен.Иосиф Флавий приводит другую мотивировку ареста и казни Иоанна, которая выглядит более правдоподобно: «Так как многие стекались к проповеднику, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на [вполне подчинившуюся ему] массу не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно».
     Иоанн  явился своего рода посредником между кумранским учением и теми проповедями, которые были адресованы более широким массам. Можно предположить, что  он  отказался от строгой замкнутости кумранской общины и перешел к открытым проповедям, за что и поплатился жизнью.
    Проповедническую деятельность Иисуса и Крестителя  нельзя представить как короткую, можно предположить, что  синоптики сократили период их взаимоотношений, ограничив его эпизодом Крещения.
"Традиция по возможности избегала всего, в чём можно было усмотреть уравнивание или даже подчинение Иисуса Крестителю», — пишет библеист и доктор богословия И. Иеремиас.

 
     Иисус много заимствовал у  Иоанна. Особенно на первых порах Его проповедь выглядит как прямое  продолжение Иоаннова служения. Иоанн первым произнес слова, ставшие  лейтмотивом проповеди Иисуса на начальном этапе: «Покайтесь,ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн первым вступил в полемику с  фарисеями, и Иисус перенял стиль и манеру его общения с ними. Даже  учение об Отце и Сыне впервые прозвучало из уст Предтечи (Ин 3:35–36) и  лишь потом было раскрыто Иисусом. Иоанн , так же как и  позднее Иисус,  был признан преимущественно низшими классами (Мф.21:32). Выражения, употребляемые Иоанном против своих оппонентов, были достаточно резки (Мф.3:7; Лк.3:7). Возможно, он был не чужд и политики, и это также явствует из той катастрофы, которая положила конец его деятельности.

    Иисус проповедовал в течение нескольких лет , а значит, перед ним всё более и более вставал вопрос: где тот самый апокалиптический Суд, который обещал Креститель? Где пир голодным и обездоленным? Когда, наконец, нищие, алчущие и плачущие станут «блаженны», то есть «счастливы»? Без сомнения, о том же Иисуса неоднократно спрашивали ученики и слушатели в деревнях Галилеи и Иудеи.  этих условиях вполне естественно, что Иисус, особенно на позднем этапе своей проповеди , мог дать именно такой ответ, какой мы находим в Мк 9:1 и 13:30: Царство может задержаться ещё на какое-то время, но всё-таки придёт при жизни данного поколения.
    Иоанново движение разделилось. Одни полностью разочаровались в Иоанновой вести и отпали. Другие остались в движении, сплотившись вокруг оставшихся его лидеров. Крупнейшим из таких вождей был Иисус, и не случайно некоторые ученики Иоанна впоследствии стали учениками Иисуса. Другие предпочли продолжать дело Иоанна, но держась особняком от Иисусова круга.
С годами культ Иоанна Крестителя не только не угас, а, напротив, распространялся все шире.  С самого начала существования христианства возникла секта последователей Иоанна Крестителя, так называемых иоаннитов. Она долго держалась отдельно от христианских общин, и ещё летописи второго века упоминают о ней как об одной из признанных сект иудаизма. Известный библеист Бультман отождествляет её с сектой мандеистов, приверженцы которой, правда очень немногочисленные (их не более двух тысяч), существуют и поныне.У них свое "священное писание", в котором Иоанн Креститель назван истинным пророком, а Иисус Христос лжепророком

    В заключение- несколько слов об бряде крещения.
    Следует отметить, что  крещение, который связывают главным образом с деятельностью Иоанна, не было его изобретением и не было в Палестине новостью. Оно не представляло собою посвящения в новую веру и вообще не было исключительно христианским обрядом. Его соблюдали некоторые иудаистские секты, прежде всего секта ессеев с центром в Кумране, с которой Иоанн Креститель, несомненно, был как-то связан. Но родословная крещения намного древнее, она уходит корнями в третье тысячелетие до нашей эры,  Американский востоковед В. Ф. Олбрайт  доказал, что идея крещения, то есть духовного очищения через погружение в воду,- месопотамского происхождения. Кроме того, обряд крещения был распространен в Египте, а также представлял собою магический способ единения с богом в религиозных мистериях,  т.е. это был языческий обычай, неразрывно связанный с миром религиозных представлений Ближнего Востока.
   


Рецензии